Найти все специальности группы 070000 Культура и искусство в Ростове-на-Дону и в Ростовской области
Найти все специальности 071700 Цирковое искусство в Ростове-на-Дону и в Ростовской области
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Областью профессиональной деятельности бакалавров являются: цирковые, концертные, театральные предприятия и творческие организации; цирковые антрепризы, продюсерские компании; общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения профессионального образования и учреждения дополнительного образования; средства массовой информации; учреждения культуры: государственные и частные цирки, театральные и концертные организации, органы управления культурой, органы управления образованием, органы управления спортом; социальные учреждения; государственные, общественные и коммерческие организации, способствующие созданию и распространению продуктов циркового творчества.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров в соответствии с профилем подготовки являются: психический, физиологический, биомеханический и весогабаритный аппарат исполнителя цирковых номеров в соответствии с выбранным жанром (акробатика, жонглирование, эквилибристика, гимнастика, клоунада) и процесс организации движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и закономерностями циркового искусства; используемый цирковой реквизит и костюмы; обучающиеся цирковому искусству и процесс обучения принципам циркового искусства в соответствии с установленной методикой; образовательные программы, обучающиеся педагогике циркового искусства и процесс обучения принципам исторического, художественного и системного анализа циркового искусства; исполнители, процесс организации движений человеческого тела в соответствии с эстетикой и закономерностями циркового искусства, композиторы, музыканты, художники; создатели цирковых произведений; творческо-производственный процесс в области циркового искусства; зритель - потребитель продукции циркового искусства.
3. Бакалавр по направлению подготовки 071700 Цирковое искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности: исполнительской (в качестве артиста циркового сольного номера,
участника циркового коллектива); педагогической; режиссерской; репетиторской; организационно-управленческой; методической; культурно-просветительской. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением
совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
4. Бакалавр по направлению подготовки 071700 Цирковое искусство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области исполнительской деятельности (в качестве артиста циркового сольного номера, участника циркового коллектива):
осуществление исполнительской деятельности в области циркового искусства в рамках различных художественных стратегий, продуктивное взаимодействие с профессиональным сообществом с целью качественного воплощения авторского замысла, исполнение поручаемых номеров на основной сцене, гастролях и выездах;
исполнение цирковых номеров и программ в различных жанровых направленностях, техниках и формах;
совершенствование своего опорно-двигательного аппарата, развитие специальных физических, психомоторных, зрительных и слуховых способностей, сохранение и поддержание внешней физической,
психологической и профессиональной формы с целью обеспечения, требуемого для исполнительской деятельности уровня двигательной и иной активности организма;
при необходимости участие в обсуждении новых произведений, репертуарных планов и других вопросов творческой и производственной деятельности;
в области педагогической деятельности:
осуществлять процесс обучения и воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации, цирковых и концертных коллективах;
формировать профессиональные знания, умения и навыки, потребность творческого отношения к процессу обучения, качеству овладения навыками и усвоению знаний; создавать психолого-эргономические, педагогические условия успешности личностно-профессионального становления обучающегося;
разрабатывать образовательные программы, учебно-методические материалы, учебные пособия в соответствии с нормативными правовыми актами; анализировать факторы формирования и закономерности развития современного языка циркового искусства, особенности и перспективы его
развития;
планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс, опираясь на традиционные и авторские подходы и модели обучения, воспитания; систематически повышать уровень профессиональной
квалификации;
формировать систему контроля качества образования в соответствии с требованиями образовательного процесса; оценивать потенциальные возможности обучающихся, выстраивать на этой основе индивидуально-ориентированные стратегии обучения и воспитания;
формировать духовно-нравственные ценности и идеалы личности на основе исторических и национально-культурных традиций; способствовать творческому саморазвитию обучающихся, подготавливая их к выполнению определённых социальных ролей в современном обществе;
в области режиссерской деятельности:
реализовывать художественный замысел в профессиональном творческом коллективе;
владеть теорией и технологией создания циркового произведения на основе синтеза всех компонентов
выразительных средств циркового искусства;
создавать различные формы цирковых произведений, исходя из поставленных задач; участвовать в работе по постановке новых и возобновлению старых цирковых постановок, номеров;
осуществлять постановку собственных цирковых произведений;
разучивать их на репетициях с исполнителями;
владеть основными формами, средствами и методами постановочной, репетиторской и педагогической деятельности, проводить занятия по повышению профессионального мастерства артистов цирка;
планировать и проводить все виды репетиций цирковых произведений; взаимодействовать с музыкантами, художником, дирижером оркестра, композитором; обеспечивать высокий художественный уровень постановок;
участвовать в организации и планировании творческо-производственного процесса по подготовке и созданию циркового произведения, программы; решать организационные и художественные задачи, выбирать и комбинировать тип управления, анализировать проблемные ситуации в профессиональном творческом цирковом коллективе;
осуществлять анализ факторов формирования и закономерностей развития современного художественного языка, современное состояние, особенности и перспективы развития циркового искусства;
в области репетиторской деятельности:
владеть методикой технического исполнения материала, знать музыкальную основу циркового номера или программы, текущий репертуара цирка;
проводить тренаж с цирковой труппой; различные виды репетиций, разучивать с артистами номера, осуществлять ввод новых исполнителей в текущий репертуар цирка;
проводить с артистами индивидуальные и групповые занятия, с целью повышения исполнительского мастерства, выявления их творческого потенциала; программировать и корректировать их физические нагрузки;
владеть спецификой композиционной структуры и принципами текстосложения в истолковании идеи, образа, смысла циркового произведения; осуществлять контроль качества исполнения номеров и
программ;
планировать и организовывать творческий процесс, опираясь на авторские, инновационные технологии обучения и воспитания артиста цирка;
уметь мобилизовать и восполнять его психофизические и психофизиологические резервы;
формировать исполнительскую, эстетическую и нравственную культуру артиста цирка; продуктивно взаимодействовать с профессиональным сообществом;
в области организационно-управленческой деятельности:
планировать и осуществлять административно-организационную деятельность организации (проекта) циркового искусства;
координировать деятельность творческих и финансово-хозяйственных служб; обеспечивать высокую экономическую эффективность деятельности цирковой организации, учреждения, коллектива;
осуществлять контроль деятельности организации (проекта), имеющихся финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов, используя различные экономико-математические методы учета;
разрабатывать стратегическое и тактическое управление малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;
осуществлять необходимые маркетинговые действия для составления прогноза эффективности деятельности проекта;
изыскивать необходимые финансовые средства для его реализации;
обеспечивать многосторонние связи с общественностью в процессе работы над проектом (мероприятием); участвовать в разработке рекламной и печатной продукции;
сочетать цели организации (учреждения) с реализацией культурной политики муниципальных, региональных и федеральных органов власти;
создавать условия для взаимодействия всех сотрудников и внешних партнеров творческой организации в осуществлении ее деятельности;
применять основные методы защиты производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, современных средств поражения и основные меры по ликвидации их
последствий;
в области методической деятельности:
изучать, обобщать практический и теоретический опыт отечественного и зарубежного циркового искусства;
участвовать в разработке и внедрении методик организации и руководства цирковым образованием;
участвовать в разработке и апробации новых педагогических технологий в сфере циркового образования;
разрабатывать методические пособия и другие методические материалы по организации и руководству цирковым образованием, коллективами художественного творчества, культурными учреждениями и
организациями;
собирать информацию и создавать соответствующие компьютерные базы данных о цирковом искусстве, различных видах циркового творчества и культуры;
участвовать в подготовке и проведении телевизионных передач и других форм деятельности средств массовой информации (СМИ) по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной
культуры, лучших работ и традиций циркового искусства и творчества;
в области культурно-просветительской деятельности:
содействовать преобразованию содержания новых научных фактов, сведений, учебно-познавательной информации в сфере циркового искусства, с целью распространения соответствующих знаний среди
населения, повышения его общеобразовательного, общенаучного и культурного уровня;
проводить экскурсии, выступать с общедоступными лекциями, сообщениями, готовить выставки, экспозиции, проводить информационно-консультативные мероприятия;
содействовать сохранению и наращиванию собственного исследовательского потенциала и профессионального мастерства, участвовать в мероприятиях по повышению уровня профессиональной
компетентности научного, педагогического и руководящего интеллектуального, творческого кадрового корпуса России, стран ближнего и дальнего зарубежья в сфере циркового искусства;
способствовать накоплению, сохранению и приумножению научных, образовательных, культурно-просветительских, духовно-нравственных и интеллектуальных ценностей, созданию и продвижению
высокохудожественной продукции циркового искусства;
реализовывать совместно с профессиональным сообществом виртуально распределенные формы и технологии циркового обучения, стажировки и иные образовательные профессионально ориентированные
(научные, учебные, творческие) программы с активным использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидения и иных технических средств
коммуникаций;
содействовать формированию общемирового научного, образовательного и культурно-просветительского пространства, вмещающего в себя все многообразие культурно-образовательного, национального ареала современных достижений цирковой практики.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):
способностью осознанно воспринимать, уважительно и бережно относиться к историческому наследию России и мира, многообразным культурным традициям, способностью иметь собственные и толерантно
воспринимать существующие религиозные, идейные, социальные, культурные различия, готовностью конструктивно взаимодействовать с представителями различных культур (OК-1);
способностью осознанно понимать закономерности и многовариантность исторического процесса, осознавать обусловленные ими собственные (и человека вообще) функции, роли и место в историческом процессе, значение насилия и ненасилия в истории, политической организации обществ (ОК-2);
способностью иметь собственные мировоззренческие убеждения, осознанно воспринимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые религиозные и философские проблемы (ОК-3);
способностью к постоянному саморазвитию через личностную и предметную рефлексию, способностью к диалогу в различных формах, конструктивной критике и самокритике (обладанием критическим
мышлением, способностью формулировать и излагать критические суждения), способностью анализировать логику рассуждений и высказываний собственных и оппонента (ОК-4);
способностью логически верно, аргументировано и ясно строить литературную и деловую устную и письменную речь на русском языке, создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-5);
способностью осознать и внутренне принять (усвоить) духовно-нравственные обязанности по отношению к самому себе, окружающим людям (ближним), окружающей природе, обществу; способностью использовать в собственной профессиональной деятельности, личной и общественной жизни духовно-нравственные, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей
среде (ОК-6);
способностью пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации; работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях, с
информацией из различных источников для решения профессиональных и иных задач, владением необходимыми для этого компьютерными программами (ОК-7);
способностью использовать методы и средства познания, обучения и самоконтроля для собственного интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования; способностью понимать необходимость ведения здорового образа жизни (ОК-8);
способностью самостоятельно пользоваться основными положениями и методами социальных, гуманитарных, экономических и искусствоведческих наук при решении профессиональных и иных задач,
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способностью осознавать и внутренне принимать основные положения, законы и методы естественных наук для составления адекватной современному уровню знаний научной картины мира (ОК-10);
способностью (при необходимости) применить методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной и иной деятельности (ОК-11);
способностью к осознанию и эмоциональному принятию ответственности и проявлению ее в организации собственной самостоятельной, индивидуальной работы, в принятии ответственных решений в рамках своей компетенции; способностью самостоятельно обучаться в течение всей жизни и непрерывно совершенствоваться, расширять границы своих научных, творческих, духовных познаний (ОК-12);
способностью осознанно понимать, конструктивно анализировать и принимать значение и культурообразующую роль соответствующей религии в истории и современной жизни России, различных религий в истории и современной духовной жизни соответствующих обществ; способностью осознавать связь задач, художественных принципов искусства с духовно-нравственными ценностями, формированными религиями (ОК-13);
способностью осознанно владеть культурой мышления (обобщать, анализировать, синтезировать), воспринимать новую информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК-14);
способностью к деловой и эмоциональной кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-15);
способностью находить профессиональные решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-16);
способностью осознавать собственные обязанности и права, соблюдать права и обязанности гражданина, уважать права ближнего; способностью использовать нормативные право вые документы в своей профессиональной и иной деятельности (ОК-17);
осознанием социальной, культурной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-18);
способностью осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе, на иностранном языке (ОК-19);
способностью к быстрой адаптации в меняющихся социальных и иных условиях (ОК-20);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21);
способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности (ОК-22);
способностью осознавать роль культуры в человеческой жизнедеятельности, способностью развивать собственное художественное восприятие и вкус, постоянно стремиться к нравственному и эстетическому развитию (ОК-23);
способностью определять и анализировать основные вехи в истории циркового и иных искусств, стили и жанры мирового и отечественного искусства, анализировать художественные произведения любого рода,
высказывать собственные обоснованные и аргументированные взгляды на современное состояние и перспективы развития искусства (ОК-24);
способностью выполнять и использовать в профессиональной деятельности анатомический и биомеханический анализ движений человека, способностью применять на практике принципы медицинской
профилактики травматизма, охраны труда в цирковом искусстве (ОК-25).
2. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):
в области исполнительской деятельности (в качестве артиста циркового сольного номера, участника циркового коллектива):
способностью к внутреннему художественному постижению сущности циркового произведения и его воплощению в движении, технике, жесте, ритме, динамике (ПК-1);
способностью эффективно работать над цирковым произведением различными способами; способностью использовать методы воплощения образа, использовать широкий диапазон средств выразительности,
демонстрировать собственный исполнительский подход (ПК-2);
способностью демонстрировать необходимую технику исполнения, индивидуальную интонацию, исполнительский стиль (ПК-3);
способностью использовать в профессиональной деятельности, знания о биомеханике, анатомии, физиологии, основах медицинской профилактики травматизма, охраны труда (ПК-4);
способностью к осознанному пониманию того, что цирковое искусство, взаимосвязано, взаимодействует и соотносится с музыкой, драматическим театром, изобразительным искусством, кинематографом, танцем, пантомимой и другими гуманитарными, социальными и естественными науками (ПК-5);
способностью запоминать материал и воспроизводить его (ПК-6);
способностью концентрировать внимание и исполнительскую волю, решать различные психотехнические задачи на точность восприятия, концентрацию внимания, повышение степени автоматизированности
движений, мобилизовывать и восполнять психофизические и психофизиологические резервы организма в регулярной исполнительской деятельности (ПК-7);
способностью видеть и исправлять технические, стилевые и иные ошибки собственные и других исполнителей (ПК-8);
в области педагогической деятельности:
способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам в учебных заведениях, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и практики; способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности (ПК-9);
способностью осуществлять управление познавательными процессами обучающихся, последовательно методически грамотно формировать умственные, эмоциональные и двигательные действия на высоком педагогическом уровне (ПК-10);
способностью осознавать и владеть понятийным аппаратом в области методологии и технологий циркового искусства и образования; психологии и педагогики цирка; анализировать факторы возникновения и закономерности развития современного языка циркового искусства, особенности и перспективы развития циркового искусства и творчества (ПК-11);
способностью создавать цирковые учебные композиции (ПК-12);
способно стыо осутцествлять педагогическую и репетиционную работу с исполнителями; способностью видеть и корректировать технические, стилевые и иные ошибки обучающихся; способностью объяснять методически трудные приемы и сочетания; раскрыть перед исполнителями технику, смысл, образность и музыкальность циркового номера (ПК-13);
способностью применять педагогической практике собственный практический опыт исполнения циркового репертуара (ПК-14);
способностью разрабатывать образовательные программы, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения (ПК-15);
способностью создавать необходимые условия для личностного и духовно-нравственного развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определённых ролей и функций в обществе
(ПК-16);
в области режиссерской деятельности:
способностью собирать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и интерпретировать художественную и иную информацию для выработки собственных суждений по соответствующим творческим, социальным, научным и этическим проблемам, а также обобщать явления окружающей действительности для последующего создания цирковых произведений (проектов) (ПК-17);
способностью сочинить качественный цирковой продукт, анализировать художественные произведения; на этой основе создавать план цирковой постановки, структурировать композицию в рамках различных форм (ПК-18);
способностью демонстрировать качественное владение приемами композиции и принципами построения циркового продукта в истолковании идеи, художественного образа, смысла произведения, выстраивать рисунок, владеть специальными приемами (ПК-19);
способностью применять в профессиональной деятельности основные методы цирковой педагогики; формы, средства и методы постановочной, репетиторской и педагогической деятельности (ПК-20);
способностью реконструировать ранее сочиненный цирковой номер, стилизовать под определенные принципы создаваемое или реконструируемое произведение (ПК-21);
способностью профессионально работать с исполнителями; корректировать технические и иные ошибки исполнителей, воспитывать потребность постоянного самосовершенствования артиста (ПК-22);
наличием четких художественных критериев подбора исполнителей, объективным подходом к их распределению, способностью использовать в своей профессиональной деятельности основные принципы работы с пространством; пользоваться выразительными средствами цирка (ПК-23);
способностью осуществлять эффективный коммуникативный процесс, выбирать и комбинировать тип управления в творческом коллективе; владением этическими нормами коллективного творчества, созданием условий эргономичности творческой атмосферы, самочувствия (ПК-24);
в области репетиторской деятельности:
способностью эффективно работать с произведением различной формы и стиля, владением понятийным аппаратом, знанием лучших образцов циркового наследия, методикой и технологией репетиционной
работы с коллективом (ПК-25);
способностью запомнить и верно воспроизводить текст циркового произведения (ПК-26);
способностью анализировать особенности творческого почерка, стилистику и постановочные методы мастеров цирка (ПК-27);
способностью применять на практике методику преподавания, формировать собственные профессиональные навыки и умения в совершенствовании исполнительского мастерства артистов цирка (ПК-28);
способностью конструктивно работать с музыкантами, режиссером (ПК-29);
способностью владеть методикой контроля и дозирования специфической физической нагрузки во время репетиционных занятий, навыками консультационной работы и приемами диагностирования одаренности и креативности исполнителей, возрастных особенностей проявления индивидуальности (ПК-30);
способностью понимать сущность цирковой деятельности, самостоятельно пополнять знания, ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии отбора
наиболее эффективных из них (ПК-31);
способностью к продуктивному межличностному взаимодействию, созданию условий для обеспечения высокой работоспособности исполнителя, активизации его операционально-технических функций, системы мотивационной регуляции цирковой деятельности (ПК-32);
в области организационно-управленческой деятельности: способностью планировать деятельность организации (проекта) циркового искусства (ПК-33);
способностью осуществлять административно-организационную деятельность в области цирка (ПК-34);
способностью координировать деятельность творческих и Финансово-хозяйственных служб, касающихся отдельных сторон деятельности художественной организации или проекта (ПК-35);
способностью вести учет имеющихся финансовых, материальных и иных ресурсов в организации (ПК-36);
способностью осуществлять грамотный контроль деятельности организации (проекта), ресурсов, используя различные экономико-математические методы учета (ПК-37);
способностью управлять малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в не стандартных ситуациях и нести за них ответственность (ПК-38);
способностью исследовать проблемы функционирования во взаимосвязи с социально-экономической успешностью и социальной действенностью организации; обеспечивать многосторонние связи с
общественностью в процессе работы над проектом (мероприятием); участвовать в разработке рекламной и печатной продукции (ПК-39);
способностью осуществлять мониторинг финансовой успешности деятельности; контролировать и отвечать за административно-организационные стороны работы творческой организации или учреждения (ПК-40);
в области методической деятельности: способностью участвовать в методической разработке и внедрении
методик организации и руководства цирковым искусством, образованием, творчеством (ПК-41);
способностью участвовать в разработке педагогических технологий (ПК-42);
способностью разрабатывать методические пособия и другие методические материалы по организации и руководству учреждениями циркового образования, коллективами, культурными учреждениями и
организациями (ПК-43);
способностью создавать соответствующие компьютерные базы данных о различных видах циркового искусства, художественного творчества и культурной деятельности (ПК-44);
способностью подготовить и провести телевизионные передачи и другие формы деятельности СМИ по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов мировой и отечественной культуры и шедевров циркового творчества (ПК-45);
в области культурно-просветительской деятельности:
способностью использовать приобретенные знания для популяризации циркового искусства; проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, экспозиции, организовать конкурсы, фестивали (ПК-46);
способностью провести исследования тенденций и закономерностей развития циркового искусства, подготовить публикацию (статью, эссе, методические рекомендации), выступления с использованием
современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидение, электронно-вычислительных машин и иных технических средств коммуникаций (ПК-47);
способностью создавать соответствующие компьютерные базы данных и проводить исследования в сфере методологии цирковой науки и практики, педагогики, истории и теории циркового искусства, творчества,
других проблем искусства и культуры по типу культурно-просветительского процесса (ПК-48);
способностью дать профессиональную консультацию, проводить анализ и оценку явлений циркового искусства, осуществлять редакторскую работу (ПК-49);
способностью разрабатывать и осуществлять проекты и программы по сохранению и развитию традиций мировой и Российской цирковой школы, участвовать в педагогическом проектировании профильных
инновационных образовательных и художественно-творческих систем (ПК-50);
способностью участвовать в подготовке и проведении телевизионных передач и других форм деятельности СМИ по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной отечественной культуры, отечественных, мировых шедевров циркового искусства (ПК-51);
способност участвовать в разработке и реализации культурной политики в муниципальных, региональных и федеральных органах власти, включая связи с общественностью (ПК-52);
способностью взаимодействовать с многонациональным профессиональным сообществом, в интересах освещения фундаментальных и прикладных исследований в сфере циркового искусства, образования, науки (ПК-53).