ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: научные исследования в теоретической и прикладной лингвистике, проектирование и сопровождение объектов лингвистических технологий,
лингвистическую экспертизу, организацию эффективной деятельности коллектива исполнителей.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
- феномены всех уровней и планов языковой структуры (фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса, семантики, дискурса);
- электронные языковые ресурсы (языковые корпуса, машинные фонды, электронные словари и базы данных);
- лингвистические технологии, применяемые в электронных информационных системах различного назначения (поисковых машин, системах машинного перевода, системах управления, экспертных системах, веб-онтологиях).
3. Бакалавр по направлению подготовки 035800 Фундаментальная и прикладная лингвистика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- производственно-практическая;
- проектная;
- экспертно-аналитическая;
- организационно-управленческая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
4. Бакалавр по направлению подготовки 035800 Фундаментальная и прикладная лингвистика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность:
- изучение материалов современных исследований в области теоретической, прикладной и компьютерной лингвистики;
- описание и анализ естественно-языковых феноменов разных уровней с использованием известных методов лингвистического исследования;
- планирование и проведение лингвистических экспериментов; участие в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой лингвистической проблематике; участие в оформлении результатов научных исследований;
- производственно-практическая и проектная деятельность:
- участие в создании электронных языковых ресурсов (корпусов текстов, электронных словарей, онтологий разных типов, фонетических, лексических и других баз данных);
- участие в создании лингвистического обеспечения электронных информационных и интеллектуальных систем различного назначения, предполагающих автоматическую обработку устной речи и письменных текстов на естественном языке;
- разработка проектов систем автоматизации научных исследований в области лингвистики;
- экспертно-аналитическая деятельность:
- проведение лингвистической экспертизы в производственно-практических целях;
- участие в оптимизации рекламных продуктов и средств массовой информации;
- организационно-управленческая деятельность:
- составление технической документации (проектной заявки, технического задания, графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
- организация работы малых коллективов исполнителей.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (OК-1);
- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые
проблемы и процессы (ОК-9);
- способностью применять методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности (ОК-10);
- осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11);
- владением навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
- владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
- владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
- владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- общепрофессиональными:
- знанием основных понятий и категорий современной лингвистики (ПК-1);
- знанием основ математических дисциплин, которые используются при формализации лингвистических знаний и процедур анализа и синтеза лингвистических структур: теории множеств, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики, теории информации и кодирования, математической логики, математической теории грамматик (ПК-2);
- знанием основ грамматики латинского языка и умением читать со словарем латинские тексты (ПК-3);
- владением кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем (ПК-4);
- умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ПК-5);
- умением свободно говорить и понимать речь на первом изучаемом иностранном языке в его литературной форме, включая профессиональное письменное и устное общение, владеть вторым иностранным языком в объеме, достаточном для профессионального общения и чтения научной литературы (ПК-6);
- в области научно-исследовательской деятельности:
- владением основными методами фонологического, морфологического, синтаксического, дискурсивного и семантического анализа с учетом языковых и экстралингвистических факторов (ПК-7);
- владением основными методами инструментального анализа звучащей речи (ПК-8);
- владением методами сбора и документации лингвистических данных (ПК-9);
- умением спланировать и провести лингвистический эксперимент, описать его результаты и сформулировать выводы (ПК-10);
- владением основными способами описания и формальной репрезентации денотативной, концептуальной, коммуникативной и прагматической информации, содержащейся в тексте на естественном языке (ПК-11);
- умением определять макроструктуру и микроструктуру дискурса с учетом специфики его жанров и функционально-стилевых разновидностей (ПК-12);
- знанием о параметрах разнообразия естественных языков и их ареальной, типологической и генетической классификации (ПК-13);
- владением навыками оформления и представления результатов научного исследования (ПК-14).
- в области производственно-практической деятельности и проектной деятельности:
- владением принципами создания представительных текстовых массивов, корпусов текстов, корпусов звучащей речи, мультимодальных корпусов, электронных словарей разных типов, лингвистических баз данных и умением пользоваться этими ресурсами (ПК-15);
- умением пользоваться лингвистически программными продуктами (ПК-16);
- ориентированными умением использовать лингвистические технологии для проектирования систем анализа и синтеза естественного языка, в том числе лингвистических компонентов интеллектуальных и информационных электронных систем (ПК-17);
- умением провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта (ПК-18);
- в области экспертно-аналитической деятельности: владением методами проведения лингвистических экспертиз (ПК-19);
- способностью оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка (ПК-20);
- владением методами фоносемантического и ассоциативного анализа лингвистических объектов (ПК-21);
- в области организационно-управленческой деятельности:
- умением организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации труда малых коллективов (ПК-22);
- умением подготовить текстовые документы, необходимые для управленческой деятельности (ПК-23);
- умением определять финансовые результаты деятельности предприятия или коллектива, составлять бизнес-план проектов профессиональной деятельности (ПК-24).