ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 033000 Культурология осуществляется в области культурологи и социально-гуманитарного знания, культурной политики и управления, сохранения культурного и природного наследия, социокультурных и массовых коммуникаций, образования.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
- фундаментальные проблемы теории и истории культуры;
- культурные формы, процессы, практики в истории и современности;
- культурное и природное наследие;
- способы производства культурных значений, средства их распространения, закрепления и потребления в публичной и приватной сферах жизни общества;
- формы, способы и средства культурных массовых коммуникаций;
- межличностные и межкультурные взаимодействия в глобальном и локальном измерениях;
- просвещение и образование в сфере культуры.
3. Бакалавр по направлению подготовки 033000 Культурология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность в научно-исследовательских институтах и центрах, музеях, библиотеках, архивах: выявление и комплексная обработка информации о культурных формах, процессах и практиках в истории и современности; научные исследования проблем теории и истории культуры; теоретическое изучение, конкретный анализ и освоение современных культурных форм и процессов, объектов историко-культурного назначения;
- организационно-управленческая деятельность в органах федерального, регионального, муниципального государственного управления: управление в сфере культуры и разработка культурной политики; разработка и реализация научно-практических программ сохранения культурного и природного наследия;
- проектно-аналитическая и экспертная деятельность по социокультурному проектированию в аналитических центрах, общественных и государственных организациях; работа в фирмах и консалтинговых компаниях, общественных и государственных организациях;
- производственно-технологическая деятельность в системе печатных и электронных средств массовых коммуникаций, издательствах, рекламно-информационных и туристических агентствах, в системе маркетинговых коммуникаций;
- культурно-просветительская деятельность в организациях и учреждениях культуры (музеях, библиотеках, культурных центрах): определение и решение культурно-просветительских и социально-культурных задач в различных сферах жизни общества;
- преподавательская деятельность в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Бакалавр по направлению подготовки 033000 Культурология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская:
- применение теоретических и практических знаний в различных областях культурологии для авторских и коллективных научных исследований;
- проведение научных исследований по отдельным разделам (проблемам, темам) культурологии в соответствии с выбранными подходами и методиками;
- сбор научных материалов, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике про водимых исследований, написание статей, подготовка презентаций;
- анализ и интерпретация культурных форм, процессов и практик на основе существующих научных теорий и концепций;
- интерпретация различных типов текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;
- составление разделов научных отчетов;
- участие в работе семинаров, научных конференций, выступления с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;
- написание статей;
- подготовка презентаций
- устное, письменное и виртуальное представление и распространение материалов собственных исследований;
- составление заявок на проекты;
- научное описание социокультурных проектов;
- организационно-управленческая:
- работа в государственных учреждениях и общественных организациях, занимающихся управлением в сфере культуры, выявлением, сохранением культурного и природного наследия;
- работа в государственных учреждениях и организациях, занимающихся подготовкой и реализацией научно-практических программ;
- ведение и составление нормативной и технической документации (графики работ, инструкции, планы, заявки, отчеты), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
- участие в организации и проведении семинаров, конференций, деловых встреч, консультаций, переговоров;
- проектно-аналитическая и экспертная:
- участие в разработке и реализации проектов, связанных с социокультурными процессами и практиками, сохранением и освоением культурного и природного наследия, с учетом определенных социальных, эстетических, экономических, технологических параметров (в составе творческого коллектива);
- консультационная работа в рекламно-информационных агентствах, туристических фирмах и компаниях, государственных, общественных и бизнес-структурах, учреждениях культуры;
- производственно-технологическая:
- сбор, первичная обработка, организация, обобщение, хранение данных с использованием современных методов анализа и информационных технологий;
- составление схем, таблиц, графиков и другой отчетности по утвержденным формам;
- создание на основе стандартных методик и в рамках действующих нормативных документов различных типов текстов (академических, официально-деловых, публицистических, рекламных);
- анализ и систематизация научной и социально-культурной информации с использованием современных методов автоматизированного сбора и обработки информации (словари, справочные издания, энциклопедии, базы данных);
- разработка нормативных методических документов в конкретных областях социокультурной деятельности;
- культурно-просветительская:
- реализация государственной культурной политики по приоритетным направлениям;
- реализация социально-культурных программ и проектов в системе массовых коммуникаций;
- культурно-досуговая творческая деятельность;
- разработка, подготовка и осуществление художественно-творческих планов и художественных программ;
- преподавательская:
- работа в государственных и негосударственных образовательных учреждениях;
- педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса;
- планирование и реализация учебно-воспитательной работы в системе образования;
- разработка образовательных программ;
- использование современных методик и форм учебной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютеромкак средством управления информацией (ОК-12);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
- владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
- владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
- владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- научно-исследовательская деятельность:
- владением теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способен применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);
- способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);
- способностью применять на практике приемы составления научных отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-3);
- организационно-управленческая деятельность:
- готовностью к использованию современного знания о культуре и ведyщих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-4);
- способностью строить межличностные и межкультурные коммуникации; владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-5);
- способностью применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в области организации труда (ПК-6);
- способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль профессиональной деятельности (ПК-7);
- проектно-аналитическая и экспертная деятельность:
- готовностью к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами (ПК-8);
- способностью разрабатывать проекты с учетом конкретных технологических, эстетических, экономических параметров; готов использовать современные информационные технологии при разработке новых культурных продуктов (ПК-9);
- готовностью пользоваться нормативными документами, определяющими параметры и стоимость проведения работ в разных сферах социокультурной деятельности (ПК-10);
- способностью представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе (ПК-11);
- производственно-технологическая деятельность:
- способностью применять в производственной социокультурной деятельности базовые профессиональные знания по культурологии (ПК-12);
- готовностью обосновывать принятие конкретного решения при разработке технологических процессов в сфере социокультурной деятельности; способностью выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-13);
- способностью применять современные информационные технологии для формирования баз данных в своей предметной области (ПК-14);
- культурно-просветительская деятельность:
- готовностью к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия (ПК-15);
- способностью к реализации социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-16);
- способностью к осуществлению художественно-творческих планов и программ в социокультурной сфере (ПК-17);
- готовностью к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности (ПК-18);
- преподавательская деятельность:
- способностью осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях (ПК-19);
- способностью к использованию современных методик и форм учебной работы в общеобразовательных учреждениях (ПК-20).