ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает научно-исследовательскую, проектно-производственную и педагогическую работу, связанную с картографией, геоинформационным картографированием, геодезией и аэрокосмическим зондированием земной поверхности.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 021300 Картография и геоинформатика являются:
- природные, антропогенные, природно-хозяйственные, экологоэкономические, производственные, социальные, рекреационные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, их связи, взаимодействия и функционирование, изучаемые посредством создания карт, серий карт и атласов геосистем разных иерархических уровней и их компонентов, цифровых баз и банков данных и геоинформационных систем в целях государственного планирования, регулирования, проектирования, прогнозирования, географической экспертизы всех форм хозяйственной деятельности, программ устойчивого развития, мониторинга, картографического обеспечения федеральных и региональных целевых программ социально-экономического развития, сохранения объектов природного и культурного наследия, туризма, образования и просвещения населения;
- картографические произведения и геоинформационные системы, создаваемые на основе сбора, систематизации и целенаправленной обработки пространственной информации об объектах Земли, других планет и космического пространства, тематической интерпретации результатов съемок местности, материалов дистанционного зондирования Земли, данных статистических наблюдений, литературных источников, как модели окружающей действительности.
3. Бакалавр по направлению подготовки 021300 Картография и геоинформатика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательской;
- проектно-производственной;
- педагогической.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Бакалавр по направлению подготовки 021300 Картография и геоинформатика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- в научно-исследовательской деятельности:
- сбор, систематизация и целенаправленная обработка пространственной информации на локальном, региональном и глобальном уровнях;
- тематическая картографическая интерпретация результатов съемок местности, материалов дистанционного зондирования Земли, данных статистических наблюдений, геодезических и спутниковых измерений, литературных источников;
- создание баз и банков цифровой топографической и тематической информации;
- создание тематических карт, серий карт и атласов геосистем разных иерархических уровней и их компонентов;
- составление тематических карт природы, населения, хозяйства и экологического состояния с различной степенью обобщения материала, включая синтетические, оценочные и прогнозные карты;
- создание кадастровых карт и картографическое обеспечение земельного, водного, городского и других видов отраслевых и комплексного кадастров;
- исследование свойств географических карт, как моделей окружающей действительности, и их использование в научной, учебной, производственной, административно-хозяйственной, оборонной деятельности;
- использование и развитие геоинформационных технологий, средств телекоммуникации, систем спутникового позиционирования, внедрение новых компьютерных технологий в научные исследования и хозяйственную практику;
- в проектно-производственной деятельности:
- проведение съемок, картосоставительских и редакторских работ,
- организация полевых и лабораторных картографических работ;
- проектирование географических информационных систем разного территориального охвата, масштаба, тематического содержания и целевого назначения;
- создание баз и банков данных цифровой геоинформации разного тематического и иерархического уровня;
- обработка аэрокосмической и другой дистанционной информации разного вида и масштаба с целью картографирования и ведения научно-исследовательских и производственных работ;
- использование картографических, геоинформационных и аэрокосмических материалов для решения научных, проектнопроизводственных, оборонных, культурно-образовательных задач, в том числе с использованием методов математического моделирования и компьютерных технологий;
- разработка производственных планов, практическая организация и контроль картографического и геоинформационного производства;
- использование новейших телекоммуникационных систем ДЛЯ целей топографического и тематического картографирования;
- в педагогической деятельности:
- педагогическая работа в вузах;
- учебная и воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного, способностью к письменной и устной коммуникации на родном языке и необходимым знанием второго языка; способностью использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении (ОК-4);
- обладать базовыми знаниями основ экономики и социологии и умением их использовать в географическом анализе, базовыми представлениями об основах философии, психологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, приверженности к этическим ценностям (ОК-5);
- знать отечественную историю, понимать причинно-следственные связи развития российского общества (ОК-6);
- иметь базовые знания педагогики и психологии, уметь применять их в педагогической деятельности (ОК-7);
- понимать необходимости здорового образа жизни и физической культуры - на основе модуля «Физическая культура» (ОК-8);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-9);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-10);
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- общенаучными профессиональными:
- владеть базовыми знаниями фундаментальных разделов математики, в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом географических наук и картографии, для обработки информации и анализа географических и картографических данных (ПК-1);
- владеть базовыми знаниями в области информатики, геоинформатики и современных геоинформационных технологий: имеет навыки использования программных средств и работы в компьютерных сетях, уметь создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет, использовать геоинформационные технологии (ПК-2);
- владеть базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии, экологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в общей, физической и экономической географии (ПК-3);
- общепрофессионаяьными:
- владеть базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географической оболочке, о теоретических основах географии, геоморфологии, метеорологии и климатологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении, топографии (ПК-4);
- знать теоретические основы социальной и экономической географии, географии населения и демографии, концепции территориальной организации общества (ПК-5);
- знать основы картографии, владеет картографическим и аэрокосмическим методами в географических исследованиях (ПК-6);
- уметь использовать в социальной жизнедеятельности, в познавательной и в профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, владеть современными геоинформационными и телекоммуникационными технологиями создания карт, программными продуктами в области картографии, геоинформатики и обработки аэрокосмических снимков (ПК-7);
- владеть средствами глобального позиционирования (ПК-8);
- способностью использовать навыки работы с геодезическими и картографическими инструментами и издательским оборудованием в профессиональной деятельности (ПК-9);
- уметь использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, способен понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в географии и картографии, обладает способностью использовать теоретические знания на практике (ПК-10);
- компетенциями в области «картография»:
- владеть профессионально профилированными знаниями, умениями и навыками в области фундаментальных разделов общей и физической географии (ПК-11);
- владеть профессионально профилированными знаниями в области теоретической и практической картографии и геоинформатики (ПК-12);
- знать методы составления, редактирования, подготовки к изданию и издания общегеографических и тематических карт и атласов в традиционной аналоговой и цифровой формах, уметь создавать новые виды и типы карт (ПК-13);
- владеть методами и технологиями обработки пространственной географической, в том числе, аэрокосмической информации, применять картографические методы познания в научно-практической деятельности, знает системы полевых и лабораторных методов исследования и моделирования и картографии (ПК-14);
- обладать базовыми знаниями в области информатики, компьютерных и мультимедийных технологий, программных средств, методов работы в компьютерных сетях, умеет создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет для целей картографирования, получения и обработки снимков; владеет средствами глобального позиционирования (ПК-15);
- владеть технологиями в области аэрокосмических методов исследования в географии, геоэкологии, общегеографическом и тематическом картографировании (ПК-16);
- уметь составлять общегеографические и тематические карты, атласы и другие виды картографических произведений с использованием геоинформационных и издательских технологий (ПК-17);
- уметь разрабатывать оформление и компьютерный дизайн карт разных видов (ПК-18);
- уметь редактировать картографические произведения на этапах проектирования, составления и издания карт (ПК-19);
- компетенциями в области «геоинформатика»:
- уметь создавать системы цифровой Земли, страны, городов, заповедных и охраняемых территорий (ПК-20);
- знать интерфейс географической информационной системы (ГИС), модели, форматы данных, ввод пространственных данных и организацию запросов в ГИС (ПК-21);
- владеть методами математико-статистического моделирования, автоматизированного дешифрирования, автоматизированной классификации и компьютерными технологиями подготовки карт к изданию (ПК-22);
- уметь осуществлять сбор пространственных данных с помощью систем спутникового позиционирования (ПК-23);
- владеть технологией Интернет-картографирования и уметь развивать системы геотелекоммуникации (ПК-24);
- владеть аэрокосмическими методами картографирования и моделирования, основанные на компьютерных технологиях обработки снимков нового типа (сверхвысокого разрешения, тепловых, радиолокационных), а также методами компьютерных стереоизмерений и трехмерного аэрокосмического моделирования(ПК-25);
- уметь создавать географические базы и банки данных (ПК-26);
- уметь создавать картографический дизайн в ГИС-пакетах (ПК-27);