ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность осуществляется в области практической деятельности по формированию и использованию библиотечно-информационных ресурсов, сохранения документного наследия, формирования информационной культуры общества.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
- библиотечно-информационная деятельность по удовлетворению потребностей общества в информационных ресурсах;
- формирование и организация документных ресурсов общества;
- оптимизация функционирования библиотечно-информационных сетей и систем;
- использование современных информационно-коммуникационных технологий библиотечно-информационной деятельности;
- применение психолого-педагогических методик, содействующих духовно-нравственному развитию личности и формированию информационной культуры.
3. Бакалавр по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- проектная;
- научно-исследовательская и методическая;
- информационно-аналитическая;
- психолого-педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Бакалавр по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- производственно-технологическая деятельность:
- формирование, обработка, классификация информационных ресурсов и документных фондов, обеспечение их сохранности;
- организация и технология библиотечно-информационного обслуживания пользователей;
- использование информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-информационной деятельности;
- формирование информационно-поисковых систем и баз данных; организация деятельности по воспитанию и культурному развитию личности, продвижению чтения и формированию информационной культуры;
- разработка и освоение инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности;
- организационно-управленческая деятельность:
- использование правовых и нормативных документов в библиотечно-информационной деятельности;
- участие в разработке инновационных проектов и программ развития библиотечно- информационной деятельности;
- использование инструментария менеджмента и маркетинга в библиотечно-информационной деятельности, организация социального партнерства;
- участие в разработке локальной нормативной и организационно-управленческой документации;
- проектная деятельность:
- участие в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности;
- участие в проектировании и реализации библиотечно-информационных продуктов и услуг для различных категорий пользователей;
- участие в моделировании развития и модернизации библиотечно-информационных учреждений и систем;
- научно-исследовательская и методическая деятельность:
- участие в исследованиях по проблемам формирования, использования и оценки качества информационных ресурсов;
- изучение потребителей информации и их информационных потребностей;
- участие в комплексных и локальных научных исследованиях, экспериментах, мониторинге;
- методическое обеспечение библиотечно-информационной деятельности, выявление и оценка инновационного опыта, оказание консалтинговых услуг;
- изучение и анализ информационных, кадровых, экономических и материально-технических ресурсов библиотеки;
- информационно-аналитическая деятельность:
- аналитико-синтетическая переработка информации;
- информационная диагностика предметной области и информационное моделирование;
- создание информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов;
- использование методов и процедур информационного анализа текстов;
- информационное сопровождение и поддержка профессиональных сфер деятельности;
- психолого-педагогическая деятельность:
- применение педагогической теории и методики для решения информационно-образовательных задач в библиотеках;
- участие в процессах социализации личности;
- использование психолого-педагогических методик в продвижении и развитии чтения, формировании информационной культуры личности;
- содействие образовательной деятельности;
- реализация психолого-педагогических подходов в библиотечно-информационном обслуживании различных категорий пользователей;
- участие в реализации библиотечных про грамм в соответствии с национальными приоритетами культурно-воспитательной политики;
- участие в разработке и реализации образовательных и социокультурных про грамм для населения;
- создание благоприятной культурно-досуговой среды;
- стимулирование инновационных процессов в социокультурной сфере.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
-
наличием культуры мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (OК-1);
- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовым нести за них ответственность (ОК-4);
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- использованием основных законов естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования(OК-10);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (OК-11);
- овладением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (OК-12);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (OК-13);
- овладением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (OК-14);
- овладением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (OК-15);
- овладением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- производственно-технологическая:
- способностью создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей (ПК-1);
- готовностью к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры (ПК-2);
- способностью формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность (ПК-3);
- готовностью к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);
- готовностью к освоению и предоставлению перспективного ассортимента продуктов и услуг (ПК-5);
- готовностью к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации (ПК-6);
- владением методами качественной и количественной оценки работы библиотеки (ПК-7);
- готовностью использовать правовые и нормативные документы как объекты организационно-управленческой деятельности (ПК-8);
- организационно-управленческая деятельность: готовностью принимать компетентные управленческие решения в профессионально- производственной деятельности (ПК-9);
- готовностью к решению задач по организации и осуществлению текущего планирования, учета и отчетности (ПК-10);
- способностью к анализу управленческой деятельности библиотечно-информационных учреждений (ПК-11);
- способностью формировать и поддерживать рациональную систему документационного обеспечения управления (ПК-12);
- готовностью использовать различные методы и приемы мотивации и стимулирования персонала (ПК-13);
- готовностью выстраивать эффективные внутри-организационные коммуникации (ПК-14);
- способностью управлять профессиональными инновациями (ПК-15);
- способностью к организации системы маркетинга библиотечно-информационной деятельности (ПК-16);
- готовностью к социальному партнерству (ПК-17);
- готовностью к применению результатов прогнозирования и моделирования в профессиональной сфере (ПК-18);
- готовностью к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности (ПК-19);
- способностью к участию в проектировании библиотечно-информационных услуг для различных групп пользователей (ПК-20);
- готовностью к предпроектному обследованию библиотечных и информационных учреждений (ПК-21);
- научно-исследовательская и методическая деятельность:
- способностью к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности (ПК-22);
- готовность к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности (ПК-23);
- готовностью к выявлению, оценке и реализации профессиональных инноваций (ПК-24);
- способностью к научно-методическому сопровождению библиотечно-информационной деятельности (ПК-25);
- готовностью к про ведению социологических, психолого-педагогических и маркетинговых исследований (ПК-26);
- информационно-аналитическая деятельность:
- способностью к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества (ПК-27);
- готовностью к аналитико-синтетической переработке информации (ПК-28);
- способностью к информационной диагностике предметной области и информационному моделированию (ПК-29);
- готовностью к выявлению и изучению информационных потребностей субъектов информационного рынка (ПК-30);
- готовностью к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов (ПК-31);
- способностью к применению методов и процедур информационного анализа текстов (ПК-32);
- готовностью к информационному сопровождению и поддержке профессиональных сфер деятельности (ПК-33);
- психолого-педагогическая деятельность:
- способностью к эффективному библиотечному общению с пользователями (ПК-34);
- готовностью к организации воспитательно-образовательной работы средствами библиотеки (ПК-35);
- готовностью к использованию психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании различных групп пользователей (ПК-36);
- готовностью к формированию информационной культуры пользователей библиотеки (ПК-37);
- готовностью к реализации библиотечных программ в соответствии с национальными приоритетами культурно-воспитательной политики (ПК-38);
- способностью к реализации образовательных и культурно-воспитательных программ для населения (ПК-39);
- способностью к созданию благоприятной культурно-досуговой среды (ПК-40);
- готовностью к реализации инновационных процессов в социокультурной сфере (ПК-41).