ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: изучение социального, экономического, политического и духовного состояния общества, закономерностей и тенденций его развития
социологическими методами.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях, социальные общности и социальные отношения внутри этих общностей и между ними, общественное сознание, а также результаты и способы воздействия на них.
3. Бакалавр по направлению подготовки 040100 Социология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность (осуществление последовательности действий, направленных на получение нового знания об объектах профессиональной деятельности);
- производственно-прикладная деятельность (оценка результативности и последствий социальной и экономической политики, социальная экспертиза; информационная и консультационная
работа в органах власти и управления, учреждениях образования, культуры, здравоохранения, а также в области социальных коммуникаций и других областях профессиональной деятельности);
- проектная деятельность (диагностика, планирование и оценка текущих показателей, характеризующих объекты профессиональной деятельности; анализ соотношения текущих и целевых показателей и разработка мер по его оптимизации с учётом доступных ресурсов, создание информационной базы для мониторинга проектной деятельности);
- организационно-управленческая (во всех областях профессиональной деятельности);
- педагогическая деятельность.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Бакалавр по направлению подготовки 040100 Социология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
- научно-исследовательская деятельность:
- участие в подготовке и проведении фундаментальных и прикладных социологических исследований на этапах планирования, сбора, обработки и анализа данных;
- обработка социальной, демографической, экономической и другой релевантной эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных информационных
технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- участие в подготовке обзоров и аннотаций;
- интерпретация данных социологических исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей социологической теории;
- участие в подготовке отчетов, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов по результатам исследовательских работ;
- участие в представлении результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;
- проектная деятельность:
- участие в разработке методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной
деятельности;
- участие в разработке и проведении исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;
- участие в разработке, реализации и распространении результатов проектов по изучению общественного мнения;
- научно-методическое, техническое и информационное обеспечение маркетинговых исследований для различных целевых аудиторий, участие в разработке рекомендаций для маркетинговых служб;
- производственно-прикладная деятельность:
- поддержание нормативно-методической и информационной базы исследований с целью разработки и успешной реализации программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей;
- идентификация потребностей и интересов социальных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей);
- изучение актуальных проблем социального характера на предприятиях и в организациях; разработка мероприятий, направленных на решение социальных проблем;
- разработка рекомендаций по совершенствованию форм организации труда на предприятиях и в учреждениях, улучшению условий трудовой деятельности;
- анализ изменений кадрового состава предприятий и учреждений, профессионально-квалификационного и демографического состава работающих;
- распространение социологических знаний, консультирование работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении социальных вопросов;
- организационно-управленческая деятельность:
- формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной сферы, разработку мер управленческого воздействия на неё и оценку эффекта управленческого воздействия, в том
числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности;
- участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений;
- участие в организации и поддержании коммуникаций с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы;
- педагогическая деятельность:
- подготовка и проведение занятий по социологии, обществознанию и другим социально-гуманитарным дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего
профессионального образования;
- подготовка учебно-методической документации по обществоведческим курсам.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (OК-1);
- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);
- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);
- умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
- способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и
экспериментального исследования (ОК-11);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
- владением иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (OK-15);
- владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);
- владением средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения
полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17).
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенцияии (ПК):
- в научно-исследовательской деятельности:
- способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);
- способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с
использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);
- способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей
потенциальной аудитории (ПК-3);
- в производственно-прикладной деятельности:
- способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);;
- умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);;
- способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования
интересов социальных групп и общностей (ПК-6);
- в проектной деятельности:
- способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);
- умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);
- способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9);
- в организационно-управленческой деятельности:
- способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);
- способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11);
- в педагогической деятельности:
- способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12).