ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 035200 Изящные искусства включает деятельность в области искусства, культуры и гуманитарного знания:
- работу в музеях, художественных галереях и фондах; в академических институтах и других научно-исследовательских институтах (НИИ);
- в организациях государственного управления и местного самоуправления, а также в других учреждениях; в органах охраны культурного наследия;
- в экспертно-аналитических центрах; в общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля;
- в СМИ (включая электронные);
- образовательных учреждениях Российской Федерации.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 035200 Изящные искусства являются:
- историко-художественные процессы в их художественном, культурном, социокультурном, формально-стилевом, семиотическом измерениях и их отражение в произведениях неприкладных и прикладных видов искусства, теории и методологии искусства, эстетических концепциях;
- собрания и коллекции произведений искусства; способы презентации произведений искусства.
3. Бакалавр по направлению подготовки 035200 Изящные искусства готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- педагогическая;
- экспертно-аналитическая;
- культурно-просветительская;
- организационно-управленческая.
Основные виды профессиональной деятельности выпускника связаны с работой в качестве
- научного работника, сотрудника музеев, художественных фондов, галерей;
- преподавателя в системе среднего общего и среднего специального образования;
- эксперта и аналитика;
- работника СМИ (включая электронные);
- государственного или муниципального служащего федеральных, региональных, муниципальных и иных органов в сфере культуры, искусства и охраны культурного наследия.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками вуза и объединениями работодателей.
4. Бакалавр по направлению подготовки 035200 Изящные искусства должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профильной
направленностью:
- в научно-исследовательской деятельности:
научные исследования в области искусствознания, базирующиеся на применении полученных теоретических и практических знаний;
сбор научной информации в музеях, галереях и художественных фондах, архивах, библиотеках, в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах;
анализ и интерпретация произведений искусства, опирающиеся на научные концепции;
подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
участие в работе семинаров, конференций и симпозиумов и подготовка публикаций по результатам проводимых научно-исследовательских работ;
в педагогической деятельности:
использование полученных знаний в преподавании курса мировой художественной культуры и всеобщей истории искусства в образовательных учреждениях Российской Федерации;
реализация в преподавании мировой художественной культуры и всеобщей истории искусства следующих основных задач: воспитание уважения к историко-культурным традициям нашей страны, заботы о
сохранении отечественного и мирового художественного наследия;
усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях всемирной истории культуры, отечественной и всеобщей истории искусства в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами историко-культурного, художественного и искусствоведческого познания, умением работать с различными источниками по истории искусства и памятниками мировой художественной культуры;
в культурно-просветительской деятельности:
информационное и проектное обеспечение историко-культурных, искусствоведческих и художественных аспектов деятельности организаций и учреждений культуры;
в экспертно-аналитической деятельности:
подготовка и обработка информации для обеспечения информационно-аналитической, практической деятельности аналитических и экспертных центров, общественных и государственных организаций и СМИ;
в организационно-управленческой деятельности:
работа в государственных органах федерального, регионального, муниципального уровня в сфере культуры, искусства, охраны культурного наследия;
подготовка и обработка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;
работа с базами данных и информационными системами в сфере культуры и искусства.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью и готовностью к гражданской активности, заинтересованностью и сопричастностью к происходящим в обществе и государстве социально-экономическим, политическим и культурно-нравственным процессам; проявлению расовой, национальной и религиозной толерантности; оценке научных данных и других результатов деятельности искусствоведа с позиций общего и профессионального мировоззрения (OК-1);
- способностью и готовностью к социальному и профессиональному взаимодействию на основе ценностно-нравственных и этических норм (ОК-2);
- способностью и готовностью к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-3);
- способностью и готовностью к принятию ценностей здорового образа жизни, необходимого для профессионального и личностного благополучия (ОК-4);
- способностью и готовностью к использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности и информатизации (ОК-5);
- способностью и готовностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации художественно-эстетической
деятельности человека (ОК-6);
- способностью и готовностью к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ОК-7);
- способностью и готовностью к пропаганде художественных, искусствоведческих знаний среди населения с целью повышения уровня художественной культуры общества (ОК-8);
- способностью и готовностью к культуре мышления, обобщению, анализу, восприятии информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умению логически верно, аргументировано и ясно строить
устную и письменную речь (ОК-9).
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональныии компетенциями (ПК):
- способностью и готовностью к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-1);
- способностью и готовностью к участию в проведении художественно-эстетических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях искусствознания (ПК-2);
- способностью и готовностью к применению стандартизованных искусствоведческих технологий, позволяющих -осуществлять решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-3);
- способностью и готовностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области искусствознания (ПК-4);
- способностью и готовностью к профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-5);
- способностью и готовностью к выявлению специфики творческого функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, его принадлежности к этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-6);
- способностью и готовностью к диагностике и характеристике творческих процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе типовых методов (ПК-7);
- способностью и готовностью к оценке предшествующих и наличных характеристик уровня развития и функционирования познавательно и мотивационно-волевой сферы, творческих способностей личности (ПК-8);
- способностью и готовностью к ассистированию деятельности магистра или специалиста-искусствоведа при осуществлении изысканий в сфере интегративного искусствознания и исследований (ПК-9);