ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает подготовку, выпуск и распространение издательской продукции в печатной и цифровой форме; охватывает технологию, технические и программные средства, управление, экономику и маркетинг, исследовательскую деятельность в области издательского дела.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
- книга, журнал, газета;
- печатное издание, электронное издание;
- текст, нетекстовые элементы;
- произведение литературы;
- вербальная и визуальная информация;
- авторский оригинал, издательский оригинал;
- цифровой документ;
- средства и технологии обработки, хранения, передачи, вывода и распространения информации;
- формы и процессы редакционно-издательской деятельности, распространения издательской продукции, информационное и организационно-управленческое обеспечение издательского дела;
- научное знание в области издательского дела.
3. Бакалавр по направлению подготовки 035000 Издательское дело готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- издательский маркетинг;
- редакционная подготовка печатных и электронных изданий;
- управление издательскими процессами;
- распространение издательской продукции;
- научно-исследовательская работа.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Бакалавр по направлению подготовки 035000 Издательское дело должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- издательский маркетинг:
- исследование книжного рынка, рынка электронных изданий, рынка средств массовой информации;
- анализ конкурентной среды;
- изучение спроса и предложения на издательскую продукцию;
- участие в выработке маркетинговой стратегии и планировании маркетинговой деятельности издающей организации;
- участие в формировании тематических планов;
- участие в разработке новых издательских проектов;
- рекламное сопровождение издательского проекта;
- работа с рекламодателями и рекламными агентствами;
- участие в маркетинговых мероприятиях по продвижению издательской продукции;
- редакционная подготовка печатных и электронных изданий:
- разработка концепции издания;
- анализ и рецензирование авторских заявок и авторских оригиналов;
- редактирование авторских оригиналов, газетно-журнальных, рекламных материалов, цифровых документов;
- подготовка издательских оригиналов;
- использование системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД) в технологическом цикле подготовки изданий;
- использование информационных технологий и программного обеспечения;
- подготовка структуры и контента электронного издания;
- использование профессиональных баз данных;
- управление издательскими процессами:
- организация и координация редакционно-издательских процессов;
- участие в разработке бизнес-плана издательского проекта;
- оформление издательских (лицензионных) договоров;
- определение трудоемкости различных редакционно-издательских работ;
- анализ данных по реализации издательских проектов;
- оперативный контроль производственных ситуаций;
- организация документооборота;
- распространение издательской продукции:
- формирование библиографической информации (ретроспективной, текущей, перспективной);
- использование информационных технологий и программного обеспечения распространения изданий;
- участие в подготовке и проведении рекламных мероприятий на предприятиях распространения издательской продукции;
- обслуживание оптовых и розничных покупателей;
- формирование ассортимента оптовых и розничных каналов распространения издательской продукции;
- анализ клиентской базы;
- научно-исследовательская деятельность:
- выработка, обоснование и внедрение инновационных решений в области редакционно-издательских, информационных и маркетинговых технологий в издательском деле;
- составление отчетов, подготовка рефератов, публикаций, научных докладов.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК-1);
- логически верно, ясно и аргументировано выражать мысли в устной и письменной форме (ОК-2);
- быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4);
- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
- критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к профессиональной деятельности (ОК-8);
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
- анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);
- использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);
- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования
информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (OK-12);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);
- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (OK-14);
- владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (OK-15);
- владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (OK-16);
- владеть методами физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности (OK-17).
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- издательский маркетинг:
- выявлять покупательский спрос на издательскую продукцию и оценивать конъюнктуру ее рынка (ПК-1);
- участвовать в формировании репертуара издательства (ПК-2);
- определять характеристики проектируемых книжных, газетно-журнальных, рекламных, электронных и других изданий (ПК-3);
- взаимодействовать с рекламодателями и рекламными агентствами (ПК-4);
- участвовать в маркетинговых мероприятиях издательства (ПК-5);
- рассчитывать рентабельность конкретного издательского проекта (ПК-6);
- работать с клиентской базой издательства, участвовать в переговорах (ПК-7);
- редакционная подготовка печатных и электронных изданий:
- владеть приемами и методами аналитико-синтетической переработки потоков информации (ПК-8);
- обосновать концепцию издания (ПК-9);
- понимать сущностные характеристики произведения и издания (ПК-10);
- реализовать издательский проект (ПК-11);
- участвовать в планировании, формировании и выпуске номера периодического издания (ПК-12);
- участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля (ПК-13);
- использовать информационные технологии и программное обеспечение при разработке издательских проектов (ПК-14);
- соблюдать технологические требования при разработке издательских проектов (ПК-15);
- оценивать авторские заявки и авторские оригиналы (ПК-16);
- редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов (ПК-17);
- совершенствовать форму литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста (ПК-18);
- разрабатывать состав, структуру и аппарат издания (ПК-19);
- разрабатывать предложения по дизайну издания (ПК-20);
- формировать издательский оригинал и готовить издание к выпуску (ПК-21);
- контролировать качество художественного полиграфического исполнения издания (ПК-22);
- формировать структуру и контент электронных изданий, применять программные средства их разработки (ПК-23);
- управление издательскими процессами:
- координировать работу над издательским проектом (ПК-24);
- организовывать работу с авторами (ПК-25);
- использовать цифровые активы и базы данных (ПК-26);
- принимать управленческие решения по реализации издательского проекта (ПК-27);
- разрабатывать внутрииздательский документооборот (ПК-28);
- соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-29);
- распространение издательской продукции:
- организовывать предпродажную подготовку и поставку товаров (ПК-30);
- организовывать информационно-библиографическое сопровождение (ПК-31);
- участвовать в подготовке и проведении рекламных мероприятий на предприятии распространения издательской продукции (ПК-32);
- осуществлять обслуживание оптовых и розничных покупателей (ПК-33);
- использовать электронные форматы передачи информации (ПК-34);
- владеть методами распространения цифровых изданий (ПК-35);
- формировать ассортимент предприятий распространения издательской продукции (ПК-36);
- принимать участие в оптимизации управленческих процессов на предприятиях распространения издательской продукции (ПК-37);
- контролировать исполнение договоров поставки и других документов, регламентирующих взаимодействие издающих структур и распространителей издательской продукции (ПК-38);
- оформлять первичные документы для бухгалтерской отчетности (ПК-39);
- научно-исследовательская деятельность:
- анализировать и обобщать профессиональную научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт издательского дела (ПК-40);
- использовать современные достижения науки в практической издательской деятельности (ПК-41);
- представлять результаты исследования в форме рефератов, публикаций, научных отчетов (ПК-42).