ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
- конфликтные и мирные способы взаимодействия в различных сферах жизни общества;
- основные закономерности зарождения конфликтов, их динамика, структура, состояние субъектов конфликтов и технологий урегулирования;
- анализ и экспертиза конфликтного взаимодействия в обществе, социальных группах, между индивидами, общностями и индивидами;
- технологии предупреждения, управления, разрешения конфликтов и трудовых споров, сохранения и укрепления социального мира и партнерства;
- технологии урегулирования конфликтов посредством переговоров, медиации и фасилитации;
- экспертно-консалтинговые способы, методы, техники и приемы урегулирования конфликтов и поддержания мира;
- альтернативные (ненасильственные, помимо правовых) социальные способы разрешения конфликтов в различных сферах жизнедеятельности общества, миротворчество и миротворческое волонтерство, стратегии культуры мира.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
- система и процесс конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;
- совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий урегулирования конфликта и сохранения мира;
- совокупность альтернативных (не насильственных, помимо правовых) технологий урегулирования конфликтов и поддержания мира.
3. Бакалавр по направлению подготовки 034000 Конфликтология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность;
- информационно-аналитическая деятельность;
- технологическая деятельность;
- проектная деятельность;
- педагогическая деятельность;
- организационно-управленческая деятельность.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
4 Бакалавр по направлению подготовки 034000 Конфликтология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность:
- анализировать, с применением современных теоретических подходов, закономерности конфликтного и мирного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества и осуществлять поиск возможных альтернативных технологий по предупреждению, разрешению и управлению конфликтов и поддержанию мира;
- информационно-аналитическая деятельность:
- осуществлять сбор, обработку, анализ и презентацию информации о конфликтах и мире, технологиях урегулирования конфликта и поддержания мира;
- технологическая деятельность:
- использовать альтернативные технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира (переговоры и медиацию), разрабатывать мирные практики межличностного и социального взаимодействия, на основе методов, способов, приемов, техник предупреждения и разрешения конфликтов;
- проектная деятельность:
- участвовать в создании и внедрении программ по снижению конфликтности и поддержанию мира в практику деятельности индивидов, социальных институтов и объединений, на основе использования способов, методов, приемов неконфликтного (толерантного) взаимодействия;
- педагогическая деятельность:
- преподавать дисциплины конфликтологического цикла, формировать знания о конфликтах и мире, альтернативных технологиях предупреждения, разрешения и управления конфликтами и поддержания мира, умения диагностировать конфликт, владения первичными навыками предупреждения, разрешения и управления конфликтом и поддержания мира;
- организационно-управленческая деятельность:
- организовывать мирные социальные взаимодействия, минимизировать конфликтный потенциал решений в управлении.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владением научным мировоззрением, обладанием культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке исследовательских целей и задач, выбору научно-обоснованных путей их достижения и решения (OК-1);
- знанием основных законов и особенности развития природы, общества и человека, способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы (ОК-2);
- способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-З);
- способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, умением использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
- способностью использовать для решения социальных и профессиональных задач навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами (ОК-5);
- владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-6);
- умением обосновывать научную картину мира на основе знаний о современном состоянии естественных наук (ОК-7);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8);
- владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 9).
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- в научно-исследовательской деятельности:
- знанием истории эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миром (ПК-1);
- способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия (ПК-2);
- способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира (ПК- 3);
- знанием теоретических и практических компонентов прикладного исследования, умением концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, способностью самостоятельно планировать исследовательский проект, знанием основных методов анализа информации, умением анализировать информацию и составлять аналитический отчет, обладанием основными навыками работы с различными статистическими пакетами (ПК-4);
- в информационно-аналитической деятельности:
- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и представления информации для решения профессиональных и социально значимых задач (ПК- 5);
- владением навыками формирования общественного мнения по актуальным проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе (ПК-6);
- в технологической деятельности:
- способностью определять необходимые технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира (ПК-7);
- способностью и готовностью соблюдать профессиональные этические нормы и границы профессиональной компетентности конфликтолога (ПК-8);
- в проектной деятельности:
- способностью разрабатывать социальные программы, снижающие уровень конфликтогенности в социальных сообществах и укрепляющие систему безопасности и мирных способов взаимодействия (ПК-9);
- способностью реализовывать социальные программы, направленные на достижение мира, социального компромисса, позитивного консенсуса, толерантности в различных сферах жизни общества (ПК-10);
- в педагогической деятельности:
- пониманием социальной значимости профессии конфликтолога, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, готовностью и способностью преподавать конфликтологию в образовательных учреждениях Российской Федерации (ПК-11);
- владением навыками воспитательной работы и умением их использовать в педагогической практике (ПК-12);
- в организационно-управленческой деятельности:
- способностью разрабатывать планы развития осуществлять конфликтологическое сопровождение организаций (ПК-13);
- способностью анализировать конфликтные ситуации в организациях, давать экспертные заключения о конфликтогенном потенциале организации, добывать информацию о состоянии организации с использованием методов прикладных исследований, разрабатывать технологии разрешения корпоративных конфликтов, минимизировать конфликтогенный потенциал тактических и стратегических решений в управлении (ПК-14).