ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает систему теологического знания, традиционные духовные ценности общества и человека, теологическое образование и науку, религиозную
культуру и философию, сферу государственно-конфессиональных, межконфессиональных и общественных отношений, практические аспекты жизни конфессий и соответствующую им социальную активность.
2. Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 033400 Теология являются основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие,
теоретически оформленные в соответствующей религии и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственноми научном контексте.
3. Бакалавр по направлению подготовки 033400 Теология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- учебно-воспитательная и просветительская;
- социально-практическая;
- экспертно-консультативная;
- представительско-посредническая;
- организационно-управленческая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением
совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Бакалавр по направлению подготовки 033400 Теология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская:
- сбор и систематизация информации по теме исследования;
- составление разделов научных отчетов, пояснительных записок;
- подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
- участие в работе семинаров, научных конференций, в подготовке публикаций;
- решение частных научных вопросов, поставленных в ходе исследований;
- учебно-воспитательная и просветительская:
- преподавание в учреждениях общего образования;
- работа в качестве учебно-вспомогательного персонала (лаборантов, методистов) в образовательных учреждениях ВПО;
- ведение семинарских и практических занятий по теологическим дисциплинам в образовательных учреждениях ВПО;
- составление библиографии и историографических обзоров к учебным курсам (базовым и специальным);
- работа куратором учебных групп и участие в организации студенческих мероприятий;
- социально-практическая:
- работа в составе групп и организаций социальной адаптации, защиты, помощи и реабилитации;
- работа в благотоворительных и некоммерческих организациях в области сохранения традиционных ценностей общества;
- экспертно-консультативная:
- участие в составе экспертных комиссий во всех областях профессиональной деятельности теолога;
- участие в составе консультативных групп во всех областях профессиональной деятельности теолога;
- представительско-посредническая:
- работа в координационных структурах с участием религиозных организаций;
- осуществление представительско-посреднических функций во всех областях профессиональной деятельности теолога;
- деятельность в средствах массовой информации, учреждениях культуры и искусства;
- организационно-управленческая:
- работа в качестве вспомогательного административно-управленческого персонала в организациях и предприятиях во всех областях профессиональной деятельности выпускников;
- участие в подготовке и проведении различных мероприятий (конференций, семинаров, презентаций);
- выполнение конкретных задач по организации и проведению научно-исследовательских работ.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-1);
- способностью критически переосмыслять накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- приверженностью нормам традиционной морали и нравственности; способностью к социальной адаптации (ОК-3);
- способностью работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-4);
- готовностью к установлению и поддержанию социальных отношений на высоком культурном уровне, способностью критически переосмысливать свой социальный опыт (ОК-5);
- владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-6);
- способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности знания о структуре, методологии и критериях современной науки (ОК-7);
- имеет базовые знания в области социально-гуманитарных наук (ОК-8);
- использует основные законы естественнонаучных дисциплин в·профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования (ОК-9);
- имеет базовые знания по всем предметам профессионального цикла (ОК-10);
- способностью приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин (ОК-11);
- способностью использовать в социальной сфере и в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с компьютером (ОК-12);
- готовностью к устной и письменной коммуникации на родном языке (ОК-13);
- готовностью к устной и письменной коммуникации с использованием иностранного языка (ОК-14);
- способностью использовать необходимые знания языков сакральных текстов (ОК-15);
- способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ОК-16);
- готовностью использовать первичные и вторичные источники, программные средства, ресурсы сети Интернет и работать в компьютерных сетях, создавать базы данных, способностью ввести результаты исследований в научный оборот и современное информационное пространство (ОК-17);
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-18).
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- в области научно-исследовательской деятельности:
- способностью использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования, готовностью применять в научно-исследовательской работе основные принципы и методы проведения научных исследований, учитывая единство теологического знания, оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты (ПК-1);
- готовностью применять стандартные методы решения проблем, имеющих теологическое содержание (ПК-2);
- готовностью участвовать в научных исследованиях по теологической проблематике (ПК-3);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-4);
- в области учебно-воспитательной и просветительской деятельности:
- способностью применять основные учебно-методические принципы и методы для разработки элементов учебных курсов и подготовки методических материалов; готовностью к составлению источниковедческих и библиографических обзоров по общим и специальным учебным курсам (ПК-5);
- способностью использовать современные учебно-организационные методики и принципы воспитания при ассистировании (участии под руководством преподавателя) в учебном процессе в средних и высших учебных заведениях; способностью организовывать самостоятельные занятия обучающихся и внеучебные мероприятия; способностью вести просветительскую деятельность (ПК-6);
- в области социально-практической деятельности:
- способностью использовать в практической деятельности знание о теологических основаниях, принципах, методах и различных формах этой деятельности; готовностью участвовать в исследованиях практической деятельности религиозной организации и применять результаты этих исследований (ПК-7);
- в области экспертно-консультативной деятельности:
- способностью подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8);
- готовностью применить результаты анализа к решению конкретных профильных экспертно-консультативных задач (ПК-9);
- в области представительско-посреднической деятельности:
- способностью использовать знания в области истории, типологии и актуальных проблем взаимоотношений в религиозной организации в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном,
государственном и научном контексте (ПК-10);
- готовностью применить перечисленные знания к работе в координационных структурах с участием религиозных организаций и к осуществлению представительско-посреднических функций во всех областях профессиональной деятельности теолога (ПК-11);
- в области организационно-управленческой деятельности:
- готовностью к решению конкретных задач и участию в составе ГРУПП, реализующих различные виды профессиональной деятельности выпускника (ПК-12);
- профильно-специализированные:
- способностью использовать базовые знания в области теологии (ПК-13);
- способностью использовать специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения профильных теологических дисциплин (в соответствии с профильной направленностью) (ПК-14);
- способностью использовать современные технические средства и информационные технологии для решения поставленных профессиональных задач (в соответствии с профильной направленностью) (ПК-15);