ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
- общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования;
- научно-исследовательские организации в качестве научных сотрудников;
- органы государственного управления и местного самоуправления;
- архивы, музеи, учреждения культуры;
- правоохранительные органы и миграционные службы;
- государственные и общественные организации информационного и аналитического профиля, СМИ;
- службы социального планирования, маркетинга, менеджмента по кадровым вопросам и стратегическому развитию.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
- человек и общество в культурном многообразии;
- процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;
- развитие культур мира;
- биологическая природа человека в разных культурах;
- универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);
- миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;
- государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;
- этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;
- права этнических и религиозных меньшинств;
- пол и возраст в различных культурах;
- развитие и современные формы власти;
- вариативные формы духовной жизни человека;
- этика и этикет в разных культурах.
3. Бакалавр по направлению подготовки 032400 Антропология и этнология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- педагогической;
- научно-исследовательской;
- культурно-просветительской;
- организационно-управленческой;
- экспертно-аналитической.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Бакалавр по направлению подготовки 032400 Антропология и этнология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- в области научно-исследовательской деятельности:
- профессиональная деятельность в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой в научных учреждениях, на предприятиях, в организациях, государственных органах на должностях, требующих базового высшего антропологического и этнологического образования;
- использование навыков работы в архивах и музеях, библиотеках;
- поиск необходимой информации в библиотечных и иных каталогах, в сетевых ресурсах;
- применение уже имеющихся знаний и навыков, профессиональный сбор и аналитическая обработка информации, необходимой для решения стоящих перед ним профессиональных проблем (прежде всего, в условиях полевой работы);
- поиск путей и способов прикладного применения полученных знаний и навыков в соответствии с требованиями, определенными работодателями;
- письменное и устное изложение результатов проделанной работы на высоком профессиональном уровне, доходчивое и ясное, в том числе и на английском (или ином иностранном) языке;
- подготовка аналитических обзоров, аннотаций, библиографии, рефератов по тематике проводимых исследований;
- участие в студенческой научно-исследовательской деятельности;
- в области педагогической деятельности:
- профессиональное преподавание в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
- разработка и написание образовательных программ, программных документов и учебно-методических материалов, содержание которых определяется областью и объектами профессиональной деятельности антрополога и этнолога;
- практическое использование знаний в области педагогики в преподавании курсов антропологии и этнологии в средних учебных заведениях;
- реализация в процессе преподавания таких задач, как воспитание приверженности демократическим принципам, патриотизма, уважения к культуре народов нашей страны и мира, толерантности, неприятия этнической и религиозной нетерпимости, экстремизма;
- в области организационно-управленческой деятельности:
- применение в профессиональной деятельности основ организации и планирования;
- организация полевых антропологических и этнографических работ;
- участие в проведении мониторингов, этносоциологических опросов;
- подготовка конференций, семинаров и других мероприятий различного уровня;
- сбор и подготовка информации для принятия решений, участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления;
- работа с базами данных и информационными системами;
- в области экспертно-аналитической деятельности:
- сбор и обработка аналитической информации для органов государственного управления, местного самоуправления, учреждений и организаций сферы науки и культуры;
- информационное обеспечение практической деятельности государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информации, аналитических центров;
- в области культурно-просветительской деятельности:
- участие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств;
- распространение через СМИ сведений о народах, этнонациональных традициях;
- популяризация антропологических и этнологических знаний.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (OК-1);
- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-2);
- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);
- владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков рефлексии и самоконтроля (ОК-4);
- готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК-5);
- обладанием культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-7);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знанием принципов и методов организации и управления малыми коллективами; способностью находить организационно-управленческие решения в не стандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
- готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважением к людям, толерантностью к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений (ОК-9);
- знанием своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; умением использовать законодательство Российской Федерации в своей деятельности; готовностью и стремлением к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);
- стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способностью критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения (ОК-11);
- умением применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-12);
- пониманием социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-13);
- знанием основных методов защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способов применения современных средств поражения, знанием основных мер по ликвидации их последствий (ОК-14);
- знанием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способностью использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-15);
- знанием основных положений, законов и методов естественных наук; способностью на их основе представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира (ОК-16);
- готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-17);
- способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий аппарат (ОК-18);
- способностью получать информацию, анализировать ее, генерировать и использовать новые идеи (ОК-19).
- пониманием сущности и значения информации в развитии современного обществ; знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией; умением работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-20);
- владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке и одном из иностранных языков, навыками публичной речи; умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (OK-21).
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- в области научно-исследовательской деятельности:
- способностью использовать базовые знания в области отечественной и всеобщей истории (ПК-1);
- способностью использовать теории и методологии антропологии и этнологии (ПК-2);
- способностью использовать теории и методологии источниковедения, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);
- способностью собирать, понимать, критически анализировать и использовать антропологическую информацию, готовностью к работе в полевых условиях (ПК-4);
- владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами) (ПК-5);
- готовностью к работе в архивах, музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах (ПК-6);
- готовностью к составлению обзоров, рефератов, аннотаций и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-7);
- знанием концепций различных антропологических школ и направлений (ПК-8);
- в области педагогической деятельности:
- умением применять знания основ педагогики в преподавательской деятельности (ПК-9);
- умением составлять образовательные программы и учебно-методические материалы, содержание которых определяется областью и объектами профессиональной деятельности антрополога и этнолога (ПК-10);
- способностью реализовывать в процессе преподавания такие задачи, как воспитание уважения к истории и традициям народов, приверженности демократическим принципам, толерантности, неприятия ксенофобии и экстремизма (ПК-11);
- наличием навыков работы с различньnми источниками антропологической и этнографической информации, методики антропологического и этнологического знания (ПК-12);
- в области организационно-управленческой деятельности:
- готовностью к применению в профессиональной деятельности знаний основ организации и планирования (ПК-13);
- владением основными принципами организации и методами проведения полевых антропологических и этнографических работ (ПК-14);
- способностью участвовать в проведении мониторингов, этносоциологических опросов (ПК-15);
- наличием навыков подготовки и проведения конференций, семинаров, тренингов и других мероприятий различного уровня (ПК-16);
- умением работать с базами данных и информационными системами (ПК-17);
- в области экспертно-аналитической деятельности:
- готовностью к работе с информацией для подготовки решений органов государственного управления, местного самоуправления (ПК-18);
- готовностью к сбору и обработке информации для обеспечения практической деятельности учреждений науки и культуры, государственных и общественных организаций, корпораций, СМИ, аналитических центров (ПК-19);
- в области культурно-просветительской деятельности:
- навыками распространения через СМИ сведений о народах, их истории и культуре, этнонациональных традициях, популяризации антропологических и этнологических знаний (ПК-20);
- готовностью к участию в проектах, направленных на противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных меньшинств, сохранение культурного наследия (ПК-21).