ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: комплексное, основанное на интердисциплинарном анализе и применении всей совокупности современных научных методов изучение политико-экономических, социальных, культурно-цивилизационных, этноконфессиональных, лингвистических и прочих особенностей стран и народов Азии и Африки и практическое применение соответствующих знаний и компетенций в следующих сферах:
- центральные и региональные органы государственного управления, министерства и ведомства;
- внешнеполитические и внешнеэкономические организации;
- организации в сфере общественной дипломатии;
- научно-исследовательские и аналитические центры;
- научные и общественно-политические периодические издания, средства массовой информации, издательства;
- образовательные учреждения;
- предприятия государственного и частного секторов экономики, банки, энергетические, промышленные, торговые и транспортные компании, а также предприятия в сфере малого и среднего бизнеса;
- общественные организации, фонды, профессиональные ассоциации;
- архивы, библиотеки, музеи, выставки, аукционы, организации в сфере культуры;
- международные структуры.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: все сферы взаимодействия со странами и народами Азии и Африки; экономика, политическое развитие, история, культура, религии, народонаселение, языки и литературы стран Азии и Африки; региональные и международные организации, осуществляющие вышеуказанное взаимодействие.
3.Бакалавр по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- учебно-образовательная;
- экспертно-аналитическая;
- практическая и организационная деятельность.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Бакалавр по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность:
- участие в коллективных востоковедных и междисциплинарных исследованиях актуальных проблем восточного общества (цивилизации);
- участие в исследованиях по истории, духовной культуре, литературе и языкам стран Азии и Африки;
- осуществление краткосрочного прогнозирования развития восточных обществ на основе научного анализа тенденций социального, экономического и политического развития;
- учебно-образовательная деятельность:
- преподавательская деятельность в вузах по всем основным областям изучения афро-азиатского мира;
- преподавание восточных языков, других дисциплин в общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях среднего профессионального образования;
- разработка и преподавание обязательных и факультативных дисциплин гуманитарного цикла (история мировой культуры, культуры стран Азии и Африки, религии стран Востока) в общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях среднего профессионального образования;
- участие в подготовке учебно-методических пособий по преподаваемым дисциплинам;
- организация различных форм учебной и внеучебной воспитательной работы в средних и средних специальных учебных заведениях;
- экспертно-аналитическая деятельность:
- выработка рекомендаций в сфере деятельности различных российских организаций и общественных институтов, взаимодействующих со странами Азии и Африки;
- научно-гуманитарная экспертиза социальных проектов, планов и программ развития, реализуемых органами государственного и муниципального управления, общественными организациями, коммерческими структурами в отношениях со странами Азии и Африки (выходцами из стран Азии и Африки);
- участие в разработке подобных проектов, планов и программ;
- рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ, носящих востоковедный характер, консультирование их авторов;
- практическая и организационная деятельность:
- практическая деятельность по обеспечению межгосударственных, дипломатических, деловых и иных контактов со странами и территориями Азии и Африки, а также контактов органов государственной власти, заинтересованных ведомств и общественных организаций на территории Российской Федерации с выходцами из соответствующих регионов мира;
- переводческая деятельность в различных сферах, связанных с восточными языками;
- участие в организации и осуществлении различных социальных и культурных проектов, планов и программ развития, реализуемых органами государственного и муниципального управления, общественными организациями, коммерческими структурами, реализующими отношения со странами Азии и Африки;
- участие в редакционно-издательской деятельности;
- литературная, публицистическая и журналистская деятельность.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, исторических, филологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, связанной с изучением Востока (ОК-1);
- способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии; владением культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты на родном, западном и восточном языках (ОК-2);
- способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);
- способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим профессиональным, социальным, научным и этическим проблемам (ОК-4);
- способностью использовать в профессиональной и познавательной деятельности элементарные навыки работы с компьютером (ОК-5);
- способностью и готовностью к письменной и устной коммуникации на родном и иностранных (западных и восточных языках) (ОК-6);
- готовностью к организационно-управленческой работе в сфере профессиональной деятельности (ОК-7);
- способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач (ОК-8);
- способностью и готовностью к практическому анализу логики различного вида рассуждений, владением навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ОК-9);
- способностью .и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-10);
- способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-11);
- настойчивостью в достижении цели с учетом моральных и правовых норм и обязанностей (ОК-12);
- способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-13);
- способностью к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к толерантности; способность к социальной адаптации (ОК-14);
- способностью и готовностью работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-15);
- способностью понимать культуру социальных отношений, критически переосмысливать свой социальный опыт, готовностью уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-16);
- способностью утверждать принципы взаимопонимания и конструктивного диалога в отношениях между различными этносами и конфессиями, противодействовать проявлениям ксенофобии и экстремизма (ОК-17);
- способностью и готовностью к осуществлению социально значимых представлений о здоровом образе жизни (ОК-18);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-19);
- способностью владения средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-20);
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- научно-исследовательская деятельность:
- владеть теоретическими основами организации и планирования научно-исследовательской работы (ПК-1);
- способностью применять знание цивилизационных особенностей регионов, составляющих афро-азиатский мир (ПК-2);
- способностью понимать, излагать и критически анализировать информацию о Востоке, свободно общаться на основном восточном языке, устно и письменно переводить с восточного языка и на восточный язык тексты культурного, научного, политико-экономического и религиозно-философского характера (ПК-3);
- владеть понятийным аппаратом востоковедных исследований (ПК-4);
- учебно-образовательная деятельность:
- владеть одним из языков народов Азии и Африки (помимо освоения различных аспектов современного языка предполагается достаточное знакомство с классическим (древним) вариантом данного языка, что необходимо для понимания неадаптированных текстов, истории языка и соответствующей культурной традиции) (ПК-5);
- способностью применять знание основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны (региона) (ПК-6);
- уметь создавать базы данных по основным группам востоковедных исследований (ПК-7);
- уметь обрабатывать массивы статистическо-экономических данных и использовать полученные результаты в практической работе (ПК-8);
- экспертно-аналитическая деятельность:
- способностью понимать и анализировать принципы составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ (ПК-9);
- способностью использовать знание принципов составления научно-аналитических отчетов, обзоров, информационных справок и пояснительных записок (ПК-10);
- уметь излагать и критически анализировать массив данных на восточном языке и представлять результаты исследований (ПК-11);
- способностью использовать понимание роли традиционных и современных правовых систем народов Азии и Африки в формировании политической культуры и менталитета народов афро-азиатского мира (ПК-12);
- практическая и организационная деятельность:
- способностью применять на практике знание теоретических основ управления в сфере контактов со странами афро-азиатского мира (ПК-13);
- владеть информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны (региона), пониманием роли религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов, умением учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур (ПК-14);
- способностью использовать знание этнографических, этно-лингвистических и этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки и их влияния на формирование деловой культуры и этикета (ПК-15);
- способностью пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам развития афро-азиатского мира, решение которых способствует укреплению дипломатических позиций, повышению экономической безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации (ПК-16);