ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: работу в высших учебных заведениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования, архивах, музеях, в экспертно-аналитических центрах, общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля, в средствах массовой информации (включая электронные), органах государственного управления и местного самоуправления, в туристическо-экскурсионных организациях.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках.
3. Бакалавр по направлению подготовки 030600 История готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- педагогическая;
- научно-исследовательская;
- культурно-просветительская;
- экспертно-аналитическая;
- организационно-управленческая.
Основные виды профессиональной деятельности выпускника связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника архивов, музеев, библиотек, эксперта и аналитика, государственного и муниципального служащего, творческого работника СМИ, специалиста по историко-культурному и познавательному туризму.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Бакалавр по направлению подготовки 030600 История должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- в научно-исследовательской деятельности:
- использование навыков работы в архивах и музеях, библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах;
- подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
- в педагогической деятельности:
- практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении;
- реализация в процессе преподавания истории в общеобразовательном учреждении следующих основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- в организационно-управленческой деятельности:
- подготовка и обработка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;
- работа с базами данных и информационными системами;
- в культурно-просветительской деятельности:
- информационное обеспечение историко-культурных и историко-краеведческих аспектов деятельности организаций и учреждений культуры;
- в эксnертно-аналитической деятельности:
- подготовка и обработка информации для обеспечения практической деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций и средствах массовой информации.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способностью находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
- способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6);
- способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
- осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- использованием основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);
- способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);
- способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественно-научного и математического знания (ОК-13);
- осознанием сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);
- имением навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16);
- владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-17);
- владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-18);
- владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-19);
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- в научно-исследовательской деятельности:
- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);
- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
- способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);
- способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);
- способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);
- способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);
- способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);
- в педагогической деятельности:
- умением применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении (ПК-11);
- в организационно-управленческой деятельности:
- способностью к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12);
- способностью к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);
- в культурно-просветительской деятельности:
- способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);
- в экспертно-аналитической деятельности:
- способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15);