ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 021600 Гидрометеорология включает научно-исследовательскую, оперативно-производственную, проектно-изыскательскую, педагогическую работу, связанную с изучением атмосферы, вод суши, океанов и морей, прогнозом погоды и изменением климата. Выпускники по направлению подготовки 021600 Гидрометеорология подготовлены к участию в комплексных экспедиционных исследованиях вод суши, Мирового океана и атмосферы, в научных гидрометеорологических и гидрохимических лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских и научно-производственных работ.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: атмосфера и гидросфера (воды суши и мировой океан), их взаимодействие друг с другом и с другими геосферами, а также происходящие в них процессы.
3. Бакалавр по направлению подготовки 021600 Гидрометеорология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- оперативно-производственная;
- проектно-изыскательская;
- педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.Бакалавр по направлению подготовки 021600 Гидрометеорология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность:
- участие в проведении комплексных гидрометеорологических наблюдений и измерений с использованием современных технических средств;
- составление разделов научно-технических отчетов, пояснительних записок;
- подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
- участие в работе семинаров, научно-технических конференций, в подготовке публикаций;
- оперативно-производственная деятельность:
- сбор первичной документации полевых данных, первичная обработка полевой гидрометеорологической информации;
- сбор, обработка, обобщение фондовых гидрометеорологических данных с использованием современных методов анализа и вычислительной техники;
- составление карт, схем, разрезов, таблиц, графиков и другой установленной отчетности по утвержденным формам;
- проектно-изыскательская деятельность:
- гидрометеорологическое обеспечение строительства хозяйственных объектов; составление разделов научно-технических отчетов, пояснительных записок;
- проведение экологической экспертизы проектов;
- педагогическая деятельность:
- учебно-вспомогательная работа в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и среднего профессионального образования.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- умеет использовать в социальной жизнедеятельности, в познавательнойи в профессиональнойдеятельностиэлементарные навыки работы с компьютером (ОК-2);
- владеет базовыми знаниями в области информатики и современных геоинформационных технологий: навыками использования программных средств и работы в компьютерныхсетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет (ОК-3);
- способен к письменной и устной коммуникации на родном языке (ОК-4);
- владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного и умеет использовать его в профессиональнойдеятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении (ОК-5);
- способен использовать организационно-управленческиенавыки в профессиональнойи социальной деятельности (ОК-6);
- умеет использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач и (ОК-7);
- обладает базовыми знаниями основ экономики и социологии, базовыми представлениями об основах философии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, приверженности к этическим ценностям (ОК-8);
- владеет базовыми знаниями педагогики, умеет применять их в педагогической деятельности (ОК-9);
- осознает необходимость здорового образа жизни и физической культуры (ОК-10);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-11);
- умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения (ОК-12);
- владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-14);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-15);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-16);
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- в области научно-исследовательской деятельности:
- базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом в гидрометеорологии, для обработки и анализа данных, прогнозирования гидрометеорологических характеристик (ПК-1);
- базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии, биологии, экологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в гидрометеорологии (ПК-2);
- базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географической оболочке, о теоретических основах геоморфологии, метеорологии и климатологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении (ПК-3);
- картографическим методом и основами картографии в гидрометеорологических исследованиях (ПК-4);
- теоретическими знаниями в области охраны атмосферы и гидросферы (вод суши и Мирового океана), основами управления в сфере использования климатических, водных и рыбных ресурсов (ПК-5);
- методами гидрометеорологических измерений, статистической обработки и анализа гидрометеорологических наблюдений с применением программных средств (ПК-6);
- способен понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в гидрометеорологии (ПК-7);
- умеет использовать теоретические знания на практике (ПК-8);
- участвует в проведении комплексных гидрометеорологических наблюдений и измерений с использованием современных технических средств (ПК-9);
- составляет разделы научно-технических отчетов, пояснительных записок, готовит обзоры, аннотации, составляет рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований, участвует в работе семинаров, научно-технических конференций, в подготовке публикаций (ПК-10);
- в области оперативно-производственной деятельности:
- осуществляет сбор первичной документации полевых данных, первичной обработки полевой гидрометеорологической информации, проводит обработку, обобщение фондовых гидрометеорологических данных с использованием современных методов анализа и вычислительной техники, составляет карты, схемы, разрезы, таблицы, графики и другие установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-11);
- в области проектно-изыскательской деятельности:
- осуществляет гидрометеорологическое обеспечение строительства хозяйственных объектов; составляет разделы научно-технических отчетов, пояснительных записок, проводит экологические экспертизы проектов (ПК-12);
- в области педагогической деятельности:
- проводит учебно-вспомогательную работу в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и среднего профессионального образования (ПК-13);
Бакалавр обладает компетенциями в области метеорологии:
- владеет теоретическими основами физической и динамической метеорологии, синоптической и авиационной метеорологии, климатологии, численных методов анализа и прогнозирования погоды, аэрологических и космических методов исследований в метеорологии (ПК-14);
- разрабатывает прогноз погоды и климата, оценивает влияние метеорологических факторов на состояние окружающей среды, осуществляет метеорологическую экспертизу сельскохозяйственных объектов (ПК-15);
- проводит метеорологические наблюдения, владеет методами составления прогнозов погоды и климата, методами оценки влияния метеорологических факторов на состояние окружающей среды и отдельные отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорта (ПК-16);
Бакалавр обладает компетенциями в области гидрологии:
- владеет теоретическими основами гидрологии рек, озер, водохранилищ, морей и устьев рек, гидрографии и водного хозяйства, гидрогеологии; гидрохимии и гидроэкологии; гидрологических и водохозяйственных расчетов и прогнозов; гидравлики, динамики русловых потоков, русловых процессов; метеорологии и климатологии (ПК-17);
- самостоятельно выполняет обработку гидрологической информации и интерпретацию результатов; критически анализирует гидрологическую информацию; профессионально оформляет и представляет результаты гидрологических исследований (ПК-18);
- владеет навыками составления проектов производственных гидрологических работ (ПК-19);
- способен составлять научно-технические отчеты, обзоры, прогнозы, карты и пояснительные записки, оценивать влияние гидрологических факторов на состояние окружающей среды, жизнедеятельность человека и отрасли хозяйства (ПК-20);
Бакалавр обладает компетенциями в области океанологии:
- владеет теоретическими основами океанологии, гидрохимии, морской геологии и геоморфологии, метеорологии и климатологии, гидрологии суши; принципами составления научно-технических отчетов, обзоров, прогнозов, карт и пояснительных записок (ПК-21);
- владеет методами обработки океанографических данных и интерпретации результатов; критически анализирует океанологическую информацию; профессионально оформляет и представляет результаты океанографических исследований (ПК-22);
- владеет методами составления проектов производственных океанографических работ, оценки влияния океанологических факторов на состояние окружающей среды, жизнедеятельность человека и отрасли хозяйства (ПК-23);