ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 021000 География включает проектную, производственную, научно-исследовательскую, контрольно-ревизионную, административную и педагогическую работу, связанную со знаниями о земле.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
- природные, антропогенные, природно-хозяйственные, экологоэкономические, производственные, социальные, рекреационные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также государственное планирование и регулирование на разных территориальных уровнях, территориальное планирование, проектирование и прогнозирование, географическая экспертиза всех форм хозяйственной деятельности;
- программы устойчивого развития;
- социально-экономический и статистический мониторинг;
- федеральные и региональные целевые программы социально-экономического развития;
- миграционные и этнокультурные процессы;
- объекты природного и культурного наследия, туризм;
- образование, просвещение и здоровье населения.
3. Бакалавр по направлению подготовки 021000 География готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- проектная;
- производственная;
- научно-исследовательская;
- контрольно-ревизионная;
- административная;
- педагогическая.
Бакалавр по направлению подготовки 021000 География должен быть подготовлен к участию в комплексных экспедиционных и камеральных исследованиях по проблемам развития городов и территорий различного уровня, к проведению географических и экологических экспертиз проектов различного типа, комплексной региональной диагностики, территориального планирования, проектирования и прогнозирования.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Бакалавр по направлению подготовки 021000 География должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- в проектной и производственной деятельности:
- разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды, проектирование типовых природоохранных мероприятий;
- эколого-экономическая оптимизация хозяйственной деятельности в городах и регионах, разработка мер по снижению экологических рисков;
- региональная социально-экономическая диагностика стран, регионов, городов;
- разработка практических рекомендаций по региональному социально-экономическому развитию;
- территориальное проектирование, градостроительное и ландшафтное планирование;
- проектирование социально-экономической и хозяйственной деятельности в регионах разного иерархического уровня, системах расселения и городах;
- мониторинг социально-экономических, в том числе демографических, миграционных и этнокультурных процессов;
- проектирование туристско-рекреационных систем, разработка туристских и экскурсионных маршрутов, региональных и ведомственных программ развития туризма;
- решение инженерно-географических задач;
- в научно-исследовательской деятельности:
- про ведение комплексных географических исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
- оценка воздействий на окружающую среду, выявление и диагностика проблем охраны при роды и систем взаимодействия общества и природы, решение эколого-географических задач, связанных с устойчивым развитием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
- анализ частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов, в управлении природопользованием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
- анализ закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и населения, форм организации жизни общества, анализ и прогноз развития территориальных социально-экономических систем разного уровня, территориальной организации общества, размещения производительных сил под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
- оценка туристско-рекреационного потенциала территорий под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
- в контрольно-ревизионной деятельности:
- подготовка документации для комплексной географической экспертизы различных видов проектов;
- участие в контрольно-ревизионной деятельности, социально-экономическом и экологическом аудите;
- участие в разработке и внедрении стандартов качества жизни населения;
- в административной деятельности:
- участие в работе административных органов управления;
- в педагогической деятельности:
- учебная и воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования (согласно профилю ООП бакалавриата).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- умением логически верно, аргументированои ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-3);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4);
- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-5);
- обладанием базовыми представлениями об основах философии и умеет их использовать в конкретных исследованиях (ОК-6);
- владением базовыми представлениями об основах право ведения (ОК-7);
- обладанием базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества (ОК-8);
- владением базовыми знаниями в области информатики и современных геоинформационных технологий, навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы сети Интернет, владением ГИС-технологиями (ОК-9);
- наличием навыков работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-10);
- владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-11);
- обладанием базовыми представлениями об основах педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений (ОК-12);
- обладанием способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности (ОК-13);
- наличием ясных представлений о здоровом образе жизни и физической культуре (ОК-14);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-15);
- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-16);
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- общенаучными компетенциями:
- владением базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом в географических науках, для обработки информации и анализа географических данных (ПК-1);
- владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии, биологии, экологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в общей, физической и социально-экономической географии (ПК-2);
- наличием профессионально профилированные знаний и практических навыков в области фундаментальных разделов общей геологии и способностью их использовать в области общей и физической географии (ПК-3);
- общепрофессиональными компетенциями:
- владением базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географии, географической оболочке, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении (ПК-4);
- знанием теоретических основ экономической и социальной географии, географии населения с основами демографии, геоурбанистики и умением их использовать в географических исследованиях (ПК-5);
- знанием основы картографии, умением применять картографический метод в географических исследованиях (ПК-6);
- владением знаниями общих и теоретических основ физической географии и ландшафтов России, материков и океанов (ПК-7);
- знанием общих и теоретических основ экономической и социальной географии России и мира и умением их использовать в географических исследованиях (ПК-8);
- знанием географических основ устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (ПК-9);
- обладанием способностью использовать теоретические знания на практике (ПК-10);
- знанием и владением навыками безопасности жизнедеятельности (ПК-11);
- компетенциями в области «Общая география»:
- владением основными подходами и методами географического районирования (ПК-12);
- владением теоретическими и научно-практическими знаниями основ природопользования (ПК-13);
- умением применять методы географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации: картографические, аэрокосмические, комплексные географические, методы географического районирования и прогнозирования (ПК-14);
- компетенциями в области «Физическая география и ландшафтоведение»:
- владением теоретическими основами природопользования (ПК-15);
- владением базовыми и теоретическими знаниями по геофизике и геохимии ландшафтов, палеогеографии (ПК-16);
- умением применять методы физико-географических исследований для обработки, анализа и синтеза полевых и лабораторных источников физико-географической информации, методы физико-географического районирования (ПК-17);
- компетенциями в области «Экономическая и социальная география»:
- владением и умением применять на практике базовые и теоретические знания по географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития; в области географического и экономико-географического районирования; иметь навыки территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической деятельности (ПК-18);
- умением применять на практике теоретические знания и прикладные основы региональной политики, политической географии и геополитики (ПК-19);
- умением применять на практике методы экономико-географических исследований, географического и экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации (ПК-20);
- компетенциями в области «Рекреационная география и туризм»:
- умением применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму; оценить роль рекреации и туризма в социально-экономическом развитии страны и региона; анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения в зависимости от региональной специфики; рекреационные и туристские ресурсы России и мира, их аттрактивность; виды рекреационной и туристской деятельности; особенности развития туристской инфраструктуры; своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме; механизмы организации рекреационнотуристской отрасли, основы ее эффективности (ПК-21);
- умением применять на практике базовые теоретические знания по культурной географии, объектах природного и культурного наследия, а также о территориальных туристско-рекреационных системах России и мира (ПК-22);
- освоением и умением применять методы рекреационно-географических исследований, умением про водить туристско-рекреационное районирование территории, владением информационными технологиями и методами обработки, анализа и синтеза географической информации (ПК-23).