ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
1. Областью профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Физика» являются все виды наблюдающихся в природе физических явлений, процессов и структур. Сферой профессиональной деятельности выпускников являются: государственные и частные научно-исследовательские и производственные организации, связанные с решением физических проблем; учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 011200 Физика являются:
- физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования,
- физические, инженерно-физические, физико-медицинские и природоохранительные технологии,
- физическая экспертиза и мониторинг.
3. Бакалавр по направлению подготовки 011200 Физика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- научно-инновационная;
- организационно-управленческая;
- педагогическая (в установленном порядке в соответствии с полученной дополнительной квалификацией) и просветительская деятельность.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Бакалавр по направлению подготовки 011200 Физика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская деятельность:
- освоение методов научных исследований;
- освоение теорий и моделей;
- участие в проведении физических исследований по заданной тематике;
- участие в обработке полученных результатов научных исследований на современном уровне;
- работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий;
- научно-инновационная деятельность:
- освоение методов применения результатов научных исследований в инновационной деятельности;
- освоение методов инженерно-технологической деятельности;
- участие в обработке и анализе полученных данных с помощью современных информационных технологий;
- организационно-управленческая деятельность:
- знакомство с основами организации и планирования физических исследований;
- участие в информационной и технической организации научных семинаров и конференций;
- участие в написании и оформлении научных статей и отчетов;
- педагогическая (в установленном порядке в соответствии с полученной дополнительной квалификацией) и просветительская деятельность:
- подготовка и проведение учебных занятий в учебном заведении общего среднего образования;
- экскурсионная, просветительская и кружковая работа.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук (OК-1);
- способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-2);
- способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);
- способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным,научным и этическим проблемам (ОК-4);
- способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-5);
- способностью добиваться намеченной цели (ОК-6);
- способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости про филь своей профессиональной деятельности (ОК-7);
- способностью следовать этическим и правовым нормам; толерантностью; способностью к социальной адаптации (ОК-8);
- способностью работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-9);
- способностью критически переосмысливать свой социальный опыт (ОК-10);
- способностью следовать социально-значимым представлениям о здоровом образе жизни (ОК-11);
- способностью овладеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
- способностью к письменной и устной коммуникации на родном языке (ОК-13);
- способностью получить и использовать в своей деятельности знание иностранного языка (ОК-14);
- способностью получить организационно-управленческие навыки (ОК-15);
- способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с информацией из различных источников (ОК-16);
- способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области информатики и современных информационных технологий, навыки использования программных средств и навыков работы в компьютерных сетях; умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет (ОК-17);
- способностью применить основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-18);
- способностью применить средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и следующими укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-19);
- способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-20);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-21).
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- общепрофессиональные:
- способностью использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач (ПК-1);
- способностью применять на практике базовые профессиональные навыки (ПК-2);
- научно-исследовательская деятельность:
- способностью эксплуатировать аппаратуру и оборудование (ПК-3);
- способностью использовать специализированные знания в области физики для освоения профильных физических дисциплин (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-4);
- научно-инновационная деятельность:
- способностью применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов физических исследований (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-5);
- способностью пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза физической информации (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-6);
- способностью формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных, правовых, этических и природоохранных аспектов (ПК-7);
- организационно-управленческая деятельность:
- способностью понимать и использовать на практике теоретические основы организации и планирования физических исследований (ПК-8);
- способностью понимать и применять на практике методы управления в сфере природопользования (ПК-9);
- педагогическая (в установленном порядке в соответствии с полученной дополнительной квалификацией) и просветительская деятельность:
- способностью понимать и излагать получаемую информацию и представлять результаты физических исследований (ПК-I0).